Федотова А.В. Роль художников Северного флота в развитии изобразительного искусства Кольского Заполярья. IX Ушаковские чтения. 2013, c.225-228.

родской культуры1. Эти процессы повлияли на дальнейшее развитие худо­ жественной культуры Кольского Заполярья. Однако влияние художествен­ но-изобразительной деятельности живописцев и графиков Северного Фло­ та и в послевоенный период оставалось значительным. Они были основ­ ными, наиболее активными художниками, работавшими в регионе. С середины 40-х гг. XX в. в своих работах они раскрывали темы вой­ ны, восстановительных работ и мирного труда, наиболее востребованные официальным искусством в послевоенные годы. К началу 50-х гг. XX в. в творчестве большинства художников СФ доминирующие позиции стал за­ нимать традиционный для изобразительного искусства Кольского Заполя­ рья северный лирический пейзаж. Так, масштабную серию «Покоренная Арктика» создал художник А.А. Меркулов. Просторы Баренцева и Белого морей, история регулярного Северного Флота, промышленное освоение региона, а также природа Кольского Заполярья нашли отображение в рабо­ тах художника-мариниста В.Г. Баранова, а также художника, автора работ, посвящённых Северному военно-морскому флоту В.Ф. Штраниха и мн. др. Таким образом, можно отметить, что художественная культура Кольского Заполярья в данный период развивалась под воздействием гло­ бальных антропосоциокультурных процессов, главным образом, значи­ тельных антропологических изменений, коренных преобразований в обра­ зе жизни северных народов, огромных социально-политических, урбаниза- ционно-промышленных и научно-технических преобразований, в резуль­ тате которых к концу 30-х гг. XX в. Мурманская область стала одним из самых развитых регионов страны. Фундаментальные социокультурные трансформации распространились на систему ценностей, модели поведе­ ния, адаптационные стратегии личности и оказали значительное влияние на интенсивное развитие на Кольском Севере изобразительного искусства раннего социалистического типа. В 30-40-е гг. XX в. в результате того, что профессиональное искусство в Кольском Заполярье находилось только на стадии своего становления, основная роль в его развитии принадлежала плеяде художников, командированных в Кольское Заполярье с целью по­ пуляризации «стройки на краю света» (по А.М. Горькому), а также боль­ шому числу высококвалифицированных специалистов из центральной час­ ти страны, пополнивших региональную художественную среду в связи с созданием регулярного Северного флота. Творческая работа художников, проходивших службу в подразделениях и на кораблях Северного флота, стала важным этапом в развитии профессионального изобразительного ис­ кусства Кольского Заполярья. Их художественно-изобразительная дея­ тельность подняла планку профессиональной компетенции в регионе. 1 Вагинова JI.C. Худож ественная культура Кольского Заполярья: историческая типоло­ гия: Д и с . ... д-ра культурологии. - СПб., 2004. - С. 237. 228

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz