Фёдоров П.В. Сергей Витте о военно-стратегическом и экономическом значении Мурманского побережья.Учёные записки МГПУ. 2005, Вып. 5, с.76-82.
роить порт в таком месте, где бы , с одной стороны , была гавань, а с другой стороны , гавань эта долж н а была быть совершенно открыта, т.е. чтобы это был такой порт, из которого можно было бы прямо вы ходить в м о р е» 1. Этих преимущ еств была лиш ена Либава, которая к тому же могла вы зы вать подозрения у Александра III, питавшего тягу ко всему русскому, национальном у, тем , что находилась не в Велико россии. О ткры тыми гаванями располагали только Север и Дальний Восток. А лександр III поручил С.Ю . Витте во время поездки по Северу узнать, «нельзя ли найти там такого рода незамерзающ ую гавань, где можно было бы строи ть больш ой военный флот, такую гавань, кото рая послужила бы нам главной морской базой»2. По результатам поездки на Север, С.Ю . Витте представил Александру III обстоятельны й до к л ад1, в котором высказал идею о целесообразности строи тел ьства главного военного порта на Мурма- В своем докладе С.Ю . Витте подверг критике всю систему мор ского базирования россий ского флота. Он указывал на то, что «мор ские силы России, имея главные опорные пункты в замкнутых и за мерзающих морях, лиш ены необходимой свободы действий». И приводил пример из н ед авн его прош лого, когда во время Крымской кампании «выхода в океан приш лось искать через Белое море: наско ро, во время войны , в А рхан гельске были построены пять паровых крейсеров, и только заклю ч ени е мира приостановило выступление их в море». Однако и Б елое море, по мнению С.Ю . Витте, не может полно ценно компенсировать о гранич енно сть балтийского и черноморского театров в силу своей зам ерзаемости . С.Ю . Витте подверг жесткой критике сторонников строи тельства главного военного порта в Либа- ве4, прежде всего потому, что Б алтийское море закрытое, и в силу «близости либавского военного порта о т сухопутной границы Герма нии... Либава м ож ет явиться таким же объектом военных операций, как и Севастополь». Ну и кроме того, министр финансов не мог не обратить внимание на доро гови зн у либавско го проекта: здесь требо вались затраты на возвед ени е м олов и на землечерпание, на устройст во бассейнов и каналов «в до статочном удалении от берега моря». 1Випе С.Ю Воспоминания В 3 т - М.. 1%0 - Т I - С 342 ! Там же ' Текст доклада был опубликован в I *->24 году М К. Соколовским См Либава или Мурман1 (Из архниа I рафа С Ю В и п е ) // Прошлое и настоящее - Л., 1924 Выи I С. 25-39 (далее - Либава или М урман) Ныне г Лиепая в Латвии 77
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz