Фёдоров, П. В. Центр и северная окраина Российского государства в XVI - XX вв.: динамика стратегических связей (на материалах Кольского Заполярья) : специальность 07.00.02 - Отечественная история : диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук / Федоров Павел Викторович ; Помор. гос. ун-т им.М. В. Ломоносова. - Архангельск : [б. и.], 2009. - 489 с. – На правах рукоп.

Кольский Север. Результатами этой политики стало превращение Кольского Заполярья в индустриально развитый и самый населенный регион за Север­ ным полярным кругом. Становление северной рефлексии происходило неравномерно, импуль­ сивно, в значительной степени будучи следствием реакций на внезапно воз­ никшую слабость. Потребность центра в стратегических резервах Севера нарастала в периоды изолированности или позиционности России по отно­ шению к внешнему миру. К середине 1930-х гг. усилившаяся частота обра­ щений центра на Кольский Север стала переводить их в доминанту, непре- кращающуюся связь, касалось ли это мурманского выхода в океан, границы или ресурсной базы. С этого момента в северной рефлексии центра на смену импульсивности и неравномерности начинает пробиваться осознанность и планомерность, что было связано с преодолением комплекса «северной ущербности», принятием новых, научно обоснованных представлений о при­ родных особенностях Кольского Севера, усилением международной напря­ женности в полярных широтах, пересмотром доктринальных принципов и стратегических ориентаций. Этот процесс можно представить в виде не­ скольких взаимосвязанных между собой этапов: I этап (1582 - 1623 гг.) - лапландская стратегия Москвы, падение двое­ данничества лопарей, становление кольского рубежа; II этап (1623-1915 гг.) - институциализация Кольского Севера в качест­ ве дальней окраины Российского государства, превращение его в балтийско- беломорскую периферию, открытие стратегических перспектив; III этап (1915-1917 гг.) - эпизодическая актуализация мурманского вы­ хода в океан и строительство Мурманской железной дороги; IV этап (1918-1920 гг.) - разрыв связей с центром; V этап (1920-1922 гг.) - эпизодическая актуализация мурманского вы­ хода в океан, восстановление Мурманской железной дороги и создание Кольского региона; 388

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz