Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

В школе № 3 г. Полярного в результате поисковой работы под руководством учителя истории В. А. Дмитриева создан музей боевой славы. С 1977 года в период летних лагерей функционирует выездной военно- спортивный лагерь "крылатая гвардия”. Лагерь находится в тундре, в районе реки Западная Лица. Ребята изучают боевой путь воевавших здесь воинских соединений, собирают останки погибших, занимаются их перезахоронением, ищут без вести пропавших. Поисковый отряд "Память", созданный директором ДЮСШ К. А. До­ бровольским за 10 лет организации многодневных походов по местам боев в Заполярье собрал и захоронил более 500 останков советских воинов. Изготовлены и установлены на местах боев три памятника погибшим защитникам Кольской земли, приведены в порядок захоронения в губе Кислой и в районе реки Титовка. Удалось установить и найти родственников 15 без вести пропавших. В СШ № 288 поселка Заозерск созданы профильные классы "Юнги Северного флота". Среди поставленных задач, решаемых учителями, записаны следующие: - развитие гражданственности как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности; - формирование профессионально значимых для морского офицера качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни, особенно в процессе службы; - воспитание верности конституционному и воинскому долгу, высокой ответственности и дисциплинированности. Для профильных классов создана система военно-патриотического воспитания, комплекс форм которой подразделяется на две основные группы: Первая группа включает в себя многообразные формы общепатриотического характера. Это интегрированные занятия по самым различным учебным дисциплинам, изучение "Истории ВМФ России", "Воинского этикета и культуры взаимоотношений военнослужащих" встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими шефствующих воинских частей, совершенствование учебно-материальной базы и оформления закрепленных помещений. Вторая группа обусловлена спецификой содержания военно- патриотического воспитания и характеризуется большей военной и военно­ прикладной направленностью. Это изучение специального курса "военно- морская подготовка", практические занятия в Учебном центре флотилии, проведение дней специалиста на шефских кораблях, ознакомление учащихся с жизнью и деятельностью кораблей и частей ВМФ, занятия в военно­ технических и военно-спортивных кружках. В кандалакшской СШ № 9 интерес школьников к народному творчеству вырос в создание фольклорного кружка “Поморочка", которому недавно исполнилось 10 лет. Члены кружка сотрудничают с городской литературной группой "Финикс", участвуют и побеждают в творческих конкурсах (школьных, городских, областных). В мурманской СШ № 53 много лет работает фольклорный ансамбль "Шаркунок” (шаркунок - погремушка из бересты, внутри которой находится сухой горох). Школьники не только постоянно выступают с концертами в самьгх разных детских и взрослых аудиториях, но и под руководством своего руководителя Л. Н. Рогатых сами собирают фольклор в диалектологических 55

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz