Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.
"Один человек сказал, что он хочет так жить, чтобы враги боялись его. А другой сказал, что лучше так жить, чтобы враги боялись, а друзья любили. А третий сказал: лучше жить так, чтобы не было врагов, а чтобы все были друзья". "Мужик хотел закинуть котят, а баба сказала: Жалко. Мать тосковать будет. Мужик сказал: Чего жалеть. Разве кошка понимает. А баба сказала: У кошки котя и княгини княжна - все то же дитя". “У купца было много хлеба. Весь хлеб сгорел. Была жена - померла. Дети все померли. Он поседел и согнулся как старик. Не годы старят - горе". Содержание изучаемого в начальной школе материала по гражданскому образованию школьников можно сгруппировать в следующие тематические блоки: I. Тематический блок "Я человек и гражданин". (Моя биография. Я и мое имя. Моя фамилия. Моя семья. Семейные традиции. Чем я горжусь. Где я живу. Моя улица. Мои друзья. Моя школа. Мои любимые книжки. О чем я мечтаю. Кого я люблю. Что я люблю. С кого я беру пример. Я северянин. Я россиянин. Гимн, флаг, герб моей Родины. Защитники моего Отечества. Я житель планеты Земля. II. Тематический блок "Я и мир природы". (Я часть природы. Я люблю и восхищаюсь природой, которая меня окружает. Я стараюсь понимать окружающий мир. Тайны природы (северное сияние, полуночное солнце, полярная ночь, шторм и т. д.). Кладовая родного края. Я люблю "братьев наших меньших”. Я оказываю посильную помощь природе, животным, птицам. Красная книга родного края.). III. Тематический блок "Культура Кольского края". (Оленный народ - саамы. Саамские легенды и сказки о жизни и культуре маленького народа. Северные виды спорта на полярных олимпиадах ("Праздники Севера"). Приход на Мурман русских с Новгородских земель. Дружба, взаимопомощь русского и саамского народов, поморский фольклор: сказки, бывальщины, песни, пословицы, прибаутки, загадки. Декоративно-прикладное искусство. Поморские игрушки). IV. Тематический блок "Мурман сегодня". (Мурманск - столица Кольского края - город-герой, город-труженик. Участие детей в праздниках: День города, праздник Севера, День рыбака, "Здравствуй, солнце!", масленица. Достопримечательности Мурманска. Полуостров сокровищ отдает свои богатства. Мои земляки - люди известные во всей России). Средства реализации, формы работы, опыт: Написание сочинений-миниатюр: "Я и моя семья", "Мой дедушка - ветеран труда", "О друге", "Мой любимый учитель", "Моя любимая книга о Кольском Севере", "Как мы отдыхаем", "Что рассказала фотография из семейного альбома"; составление родословной (в виде простой таблицы); изучение регионального курса "Мой Мурманск" (все прогимназии и начальные школы города Мурманска); экскурсии в музеи разного профиля: Мурманский областной краеведческий музей, музей Краснознаменного Северного флота, Художественный музей и т. д.; организация встреч с интересными людьми: старожилами города, ветеранами войн, учеными-краеведами, художниками, поэтами, писателями и т. д. Литература для детей начальной школы о Кольском крае: Богатырь Ляйне. Мурманск: Кн. изд-во, 1979. Букин Н. Яшка-артиллерист. Мурманск: Кн. изд-во, 1976. 53
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz