Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.
преемственности между ступенями обучения, возможности на каждом новом возрастном этапе, зная достигнутый уровень гражданственности детей, ставить более сложные и более социально значимые задачи. I. Начальная школа. Главная задача - развитие эмоциональн нравственной сферы детей и прежде всего патриотических чувств; формирование на краеведческом материале таких важных качеств, как доброта, милосердие, справедливость, честность, совестливость, эмпатия. Много поучительного, интересного в плане эмоционально-нравственного воспитания детей, имеющего непреходящее значение, несет в себе религиозная философия и этика. С некоторыми трудами религиозных философов и педагогов полезно познакомиться учителям начальной школы. Например, русский философ В. С. Соловьев в книге "Три разговора" пишет о том, что в человеке (в отличие от животного) заложены три благородных инстинкта, которые являются основой развития всех лучших качеств человека. Это - стыд, жалость, благополучие. Стыд рождает такие качества как: - воздержание (его антонимы - обжорство, пьянство, разврат; его гипертрофированное качество - аскетизм); - достоинство, - честь, честность, - искренность, правдивость, - уважительность, снисходительность, - деликатность, любезность, - порядочность, чистоту (моральную), - щедрость, гостеприимство, дружелюбие, - скромность, выдержку, предупредительность. В русской религиозной философии и в обыденной жизни крестьянства (основной массы населения России 19- начала 20 веков) слово "жалость" употреблялось как синоним слова "любовь". В. С. Соловьев считает, что "различают любовь между родителями и детьми, между супругами, любовь ко всему живому, любовь ко всему человечеству и каждому человеку. Высшее качество любви к людям - самоотверженность (альтруизм)". На основе понятия "жалость - любовь” формируются такие чувства, как: - преданность, - сострадание, сочувствие, - милосердие, - доброта, - миролюбие, - уступчивость, великодушие, - терпеливость. Все нравственные качества в старину называли добродетелями, а противоположные им - пороками [153]. Не случайно большинство произведений, включенных в "Азбуку" и "Новую азбуку" Л. Н. Толстого, на примерах, фактах жизни доступно иллюстрирует младшим школьникам как добродетели, так и пороки. Для этих учебных книг великий писатель и увлеченный педагог специально написал 629 небольших текстов, из которых 256 не были опубликованы. Вот несколько текстов, которые не попали в книги, но которые и сегодня поражают читателя глубочайшим нравственным смыслом: 52
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz