Дранишников, В. В. О старости и смерти : (попытка педагогической рефлексии процесса старения) // Наука и образование. – 2007. – № 8. – С. 34-40.

В.В. Дранишников О СТАРОСТИ И СМЕРТИ 35 моложе, чем это записано в паспорте. В разных странах по-разному, но очень мудро и философски относятся к возрасту. В одних говорят: человеку столько лет, на сколько он выглядит, в других - че­ ловеку столько лет, на сколько хорошо он себя чув­ ствует... Но наш «учитель и судья» - жизнь - постепен­ но приучит каждого к пониманию того, что годы ле­ тят, что «были и мы, увы, когда-то, рысаками». Вос­ питанные подростки начинают уступать тебе место в троллейбусе, женщины смотрят на тебя «не заме­ чая», «мимо», вежливые продавцы говорят: «дедуш­ ка». Помню, когда меня награждали медалью «Ве­ теран труда», я готов был провалиться сквозь зем­ лю: так мне было стыдно подниматься на сцену за такой наградой, ведь ни физически, ни духовно я не считал себя пожилым человеком. Возраст виднее со стороны. Лет 15 назад я по­ лучил независимую характеристику о том, как я вы­ гляжу на самом деле... На рыбалке трехдневный дождь заставил меня уйти из палатки в избу, кото­ рая находилась в метрах восьмистах от озера. Когда я колол огромные суковатые чурки, сломал топори­ ще. Дней через двадцать зашел в избу, принес рыба­ кам новый топор. Углем на двери избы было напи­ сано послание, характеризующее меня и мой возраст (сохраняю авторскую орфографию): «Был беззубый, кривой дет. Не хрена энтот энтилигенд не умеед уг­ робил тапарище. Серега здери снего бутылку. Проси спирт». Поэтому сейчас, когда коллеги иногда гово­ рят дежурные комплементы типа: «Как Вы быстро ходите, за Вами не угонишься, ну просто юноша!» или «Как молодо Вы сегодня выглядите!», то я, улыбаясь, отвечаю: «Спасибо на добром слове, вы так внимательны», а сам вспоминаю «послание» рыбака... Старый человек, который пытается молодиться любым путем: поведением с претензией на внима­ ние, экстравагантной одеждой, ярким макияжем, - жалкое зрелище. Никакая косметика не скроет дряб­ лость старческой кожи, морщины, физическую не­ мощность. Если человек стесняется своего возраста, то это проявление одного из многочисленных ком­ плексов, от которого, как от вредных привычек, следует избавляться. Однако это совсем не значит, что пожилой человек не должен стремиться быть молодым, заботиться о здоровье, физической форме, модной одежде, внешности, просто нужно помнить известный кавказский тост: «Выпьем же за то, что­ бы наши желания соответствовали нашим возмож­ ностям!». Я не верю словам хорошей песни: «...мои го­ да - мое богатство», наверное, все-таки, мое богат­ ство - это то, что я сумел сделать для семьи, для людей, а возраст не заслуга, не порок, а всего лишь этап (не самый легкий) человеческой жизни. А как же быть людям, которые в силу тех или иных объек­ тивных, а бывает, и субъективных причин не сумели «состояться» как сильные, независимые личности, людям, у которых не хватает душевных сил? Надо искать другую опору: семью (бескорыстная забота о близких), увлечения (хобби), а, главное, надежную и проверенную временем опору - религию. Именно к ней с первых лет жизни, часто бессознательно, при­ ближаются все люди. Даже самые воинствующие атеисты и убежденные материалисты, когда их «приспичит» неизлечимая болезнь, тяжелое горе или неразрешимые проблемы, вспоминают религию и обращаются за помощью к Богу, как утопающий цепляется за соломинку... Благо, сегодня нет искусственных преград на пути к религии, даже больше - религия нынче в мо­ де, но дорога к Богу у каждого своя. Не каждый ее стремится осилить. Это труд души, но тут уж винить некого. Религия - бесценное духовное богатство, которое открыто для всех, и надо научиться этим богатством пользоваться. Януш Корчак, великий польский педагог, который принял добровольную смерть вместе со своими учениками в печи кремато­ рия, говорил выпускникам дома сирот: «Мы не даем вам Бога, ибо вы сами, собственным трудом, долж­ ны его найти в своей душе». Молодые люди, даже не очень воспитанные, в целом нормально относятся к пожилым, но, правда, при двух важных условиях. Во-первых, когда пожи­ лых людей отличает душевная щедрость, умение по- доброму, снисходительно относиться к «завихрени­ ям» молодости, их нравственно-этическим ценно­ стям, желанию утвердиться любым путем (одежда, стиль общения, язык и т.д.). Во-вторых, когда пожи­ лые люди умеют прощать, слушать и слышать, а, главное, не поучать каждую минуту, как надо жить. Не случайно существует достаточно язвительная по­ говорка: «Старики начинают давать хорошие сове­ ты, когда уже не в состоянии совершать плохие по­ ступки ...». Мы в жизни должны стремиться быть такими, чтобы молодежь сама приходила к убежде­ нию, что, несмотря на возраст, пожилые люди име­ ют не только производственные, боевые и другие заслуги, а они еще, к тому же, приветливы, добро­ желательны, справедливы, хоть не без своих стран­ ностей и причуд (а у кого их нет?). Я бы стал идеализировать действительность, не сказав о том, что среди молодежи и, самое груст­ ное, среди людей среднего возраста немало таких, кому совершенно безразлична судьба стариков, ин­ валидов, обездоленных. Это тяжелая плата за перст- ройку: социально-экономические потрясения, разо­ рившие десятки миллионов людей, забвение воспи­ тания, народной педагогики. Лечить эту социально­ нравственную болезнь придется многие годы. Но даже самые воспитанные и нравственные молодые люди с помощью самой буйной фантазии, даже виртуально, не могут представить себя стары­ ми: некрасивыми, жалкими, беспомощными... Ста­ рость для них - пока еще иной, параллельный мир, к

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz