Давыдов Р. А. Деревянные парусные суда типа «ёла» на Русском Севере (1860-е – начало 1920-х гг.) // Север в истории и культуре России. Духовное наследие и традиции : Пятнадцатые Феодоритовские чтения : материалы историко-краеведческой конференции / под ред. митрополита Митрофана (Баданина). – Апатиты : Издательство Кольского научного центра, 2023. – С. 76–114.

Д а в ы д о в Р у с л а н А л е к с а н д р о в и ч мысла, беспрепятственно строить староманерные суда, пользуясь для этого казенным лесом С середины XVIII в. строительство судов традиционных типов в Поморье возобновилось уже легально. Насаждавшиеся Пе­ тром I типы новоманерных судов с этого времени стали конкуриро­ вать на равных условиях с теми типами судов, что строились здесь веками. Европейские новоманерные типы судов не выдержали честной конкурентной борьбы с русскими судами традиционных для Поморья типов. Староманерные типы деревянных парусных судов, строившиеся в Поморье, оказались более востребованными в суровых условиях морей Северного Ледовитого океана, на промыслах у берегов Новой Земли и Шпицбергена (Груманта). Законодательство Петра I, без учета местной специфики по­ нуждавшее под угрозами штрафов, каторжных работ, конфискаций и уничтожения имущества поморских жителей строить для торговли и промыслов суда европейских типов вместо традиционных, на прак­ тике оказалось неработающим и недолговечным. В середине 1770-х гг. жители Архангельской губернии вернулись к строительству почти ис­ ключительно староманерных судов2. Спустя ровно 100 лет после исчезновения из российского законо­ дательства последних ограничений на строительство судов традици­ онных типов в Архангельской губернии капитан над Архангельским портом Павел Федорович Кузмищев собрал статистические сведения обо всех частных (т. е. «принадлежащих жителям») мореходных судах, имевшихся в губернии. По состоянию на 1849 г. их оказалось 756. Из них большинство (722 или около 95,5%) относились к традици­ онным типам: шняк - 72, раныпин - 69, карбасов - 152, кочмар - 154, лодей - 275 3. 1 ПСЗРИ-І. Т. XIII. 1749-1753. СПб., 1830. № 9634. С. 88-93; Минейко Г. Законо­ положение Петра Великого... С. 51. Брызгалов В. В. Строительство западноевропейских типов судов... С. 247-248. Кузмищев П. Статистические сведения о мореходных судах Архангельской губернии за 1849 год / / Архангельские губернские ведомости. 1850. № 13. Эта же пу­ бликация была издана отдельным изданием на 6 страницах. Рукопись П. Ф. Кузмищева находится в Государственном архиве Архангельской области (ГААО) в фонде Архангель­ ского губернского статистического комитета в «Деле о движении судоходства и торговли по Архангельскому таможенному округу в 1852 и 1853 годах» (ГААО. Ф. 6. Оп. 6. Д. 6. Л. 2-7). 80

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz