Давыдов Р. А. Деревянные парусные суда типа «ёла» на Русском Севере (1860-е – начало 1920-х гг.) // Север в истории и культуре России. Духовное наследие и традиции : Пятнадцатые Феодоритовские чтения : материалы историко-краеведческой конференции / под ред. митрополита Митрофана (Баданина). – Апатиты : Издательство Кольского научного центра, 2023. – С. 76–114.
Д е р е в я н н ы е п а р у с н ы е с у д а т и п а « ё а а » н а Р у с с к о м С ев е р е ( 1 8 6 0 - е - н а ч а л о 1 9 2 0 - х гг .) Р. Д.), тех с наказанием ссылать на каторгу, и суда их изрубить» ’. Несмотря на угрозы наказаний, строительство лодей, кочей, шняк, карбасов и других официально запрещенных судов в Поморье продол жилось. А после смерти Петра I российские власти постепенно свели на нет петровские запреты. Сначала - де-факто, потом - де-юре. Дело было отнюдь не в том, что власти Российской империи стали более гуманными и социально ориентированными. И не в том, что к ним пришло понимание, что поморские суда, адаптированные для эксплу атации в арктических условиях, по соотношению цена - качество, по особенностям конструкции и мореходным качествам, как минимум не хуже европейских типов судов. В данном случае причинами отказа от законодательного наследия Петра I стали убытки и упущенная вы года влиятельных лиц, как светских, так и духовных, контролировавших рыболовство и зверобойные промыслы. Прикрываясь заботой о «п о морских жителях» или «бедных мезенцах», они лоббировали в столице свои интересы, добиваясь официального разрешения на возобновление строительства судов традиционных типов «кому угодно и сколько потребно». Вот что писал специально изучавший этот вопрос Г. И. Минейко еще в 1859 году: «В 1730 и 1731 году архимандрит Соловецкого монастыря и мезенцы входили с жалобой, что им, по причине мелководья вверх по Двине реке, при морских берегах и речных устьях и в прочих местах на новоманерных судах ходить невозможно. Да притом бедные мезенцы жаловались, что им не на что строить такие суда. Поэтому и было раз решено употребление старых судов - монастырю для потребностей монастырских и крестьянских, исключая, впрочем, промышленников; мезенцам же потому, что новоманерные суда неудобны ни для рыбного промысла, ни для доставки хлеба» 2. Юридически эти разрешения были оформлены 26 октября 1730 г. и 5 мая 1731 г.3 В 1749 г. граф Шувалов, получивший годом ранее в содержание сальные промыслы на Европейском Севере России, добился принятия Правительствующим сенатом указа, позволяющего тем, кто имел от ношение к зверобойному промыслу и перевозке продукции этого про- Там же. № 3323. С. 678-679. Минейко Г. Законоположения Петра Великого... С. 50-51. Брызгалов В. В. Строительство западноевропейских типов судов... С. 238. 79
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz