Давыдов Р. А. Деревянные парусные суда типа «ёла» на Русском Севере (1860-е – начало 1920-х гг.) // Север в истории и культуре России. Духовное наследие и традиции : Пятнадцатые Феодоритовские чтения : материалы историко-краеведческой конференции / под ред. митрополита Митрофана (Баданина). – Апатиты : Издательство Кольского научного центра, 2023. – С. 76–114.
Д е р е в я н н ы е п а р у с н ы е суда т и п а « ё л а ^ н а Р у с с к о м С е в е р е (1860-е - н а ч а л о 1920- х гг.) стился между мачтой и каютой, подъем его на мачте около 45°. Встре чаются елы с бомом и без бома. Парус к бому крепится лишь концами в отличие от спортивных судов. На парусе чаще встречается около 2-х рядов рифов. Пара или две вант и форштаг лежат на чиксах, под ко торыми сквозь мачту пропущен болт с двумя упорными ушами: одним основным, другим с другого конца на резьбе. Болт пропущен через мачту продольно судну. Уши служат для гаков блока коренфала и кли- верфала. Пик-фал проходит через два блока на мачте на двух бугелях. Форштаг своим нижним концом прикрепляется к рыму, пропущенному через форштевень пониже клюза, а верхним концом разъединен двумя блоками, посредством которых опускают мачту назад. Площадь парусов ел размерами от 9 до 12 метров колеблется от 18 до 25 кв. метр. Каюта имеет овальную крышу, крытую дольными досками вгладь или же иногда накройной конструкции. Накройные крыши, благодаря своей конструкции и крепкой скрепке, не требуют бимсов и непромо каемой покрышки сверху, гладные же держатся на 3-4 легких бимсах и покрыты толем или же покрашенной и просмоленной парусиной. Вертикальная переборка каюты делается из горизонтальной шпунтовки и упирается на банку, под которой тоже есть перегородка. Квадратная дверца от банки до самой почти крыши ведет в каюту. По бокам дверцы врезаны маленькие иллюминаторы. В каюте на уровне банки сделаны нары с вырезом у дверец в их ширину и фут на 4-5 длины. На нарах у переборки на левом борту устанавливается каменка с ды мовой трубой, пропущенной через крышу. Особое внимание обраща ется на изоляцию каменки от дерева железом и асбестом. Способ постройки и конструкция елы насколько только возможно упрощается с целью удешевления стоимости судна. Киль и штевни елы составлены из двух средних размеров частей кокор, распиленных вдоль и составленных на простых замках косого среза сообразно изгибу киля. Штевни также наставлены со сростами повыше грузовой ватер линии. Для наиболее удобного способа работ первые набои ставятся короткими. Этот способ дает то преимущество, что из наиболее уз кого и дешевого лесного материала предоставляется возможность сде лать ту форму килевой конструкции судна, которая обладает наиболее мореходными качествами. Между досками обшивки прокладывается негниющий мох или же пазы проконопачиваются. Заклепки ставятся на расстоянии 10-19 с. друг от друга. Большое преимущество дается
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz