Давыдов Р. А. Деревянные парусные суда типа «ёла» на Русском Севере (1860-е – начало 1920-х гг.) // Север в истории и культуре России. Духовное наследие и традиции : Пятнадцатые Феодоритовские чтения : материалы историко-краеведческой конференции / под ред. митрополита Митрофана (Баданина). – Апатиты : Издательство Кольского научного центра, 2023. – С. 76–114.

Д е р е в я н н ы е п а р у с н ы е суда т и п а « ё л а ^ н а Р у с с к о м С е в е р е (1860-е - н а ч а л о 1920- х гг.) стился между мачтой и каютой, подъем его на мачте около 45°. Встре­ чаются елы с бомом и без бома. Парус к бому крепится лишь концами в отличие от спортивных судов. На парусе чаще встречается около 2-х рядов рифов. Пара или две вант и форштаг лежат на чиксах, под ко­ торыми сквозь мачту пропущен болт с двумя упорными ушами: одним основным, другим с другого конца на резьбе. Болт пропущен через мачту продольно судну. Уши служат для гаков блока коренфала и кли- верфала. Пик-фал проходит через два блока на мачте на двух бугелях. Форштаг своим нижним концом прикрепляется к рыму, пропущенному через форштевень пониже клюза, а верхним концом разъединен двумя блоками, посредством которых опускают мачту назад. Площадь парусов ел размерами от 9 до 12 метров колеблется от 18 до 25 кв. метр. Каюта имеет овальную крышу, крытую дольными досками вгладь или же иногда накройной конструкции. Накройные крыши, благодаря своей конструкции и крепкой скрепке, не требуют бимсов и непромо­ каемой покрышки сверху, гладные же держатся на 3-4 легких бимсах и покрыты толем или же покрашенной и просмоленной парусиной. Вертикальная переборка каюты делается из горизонтальной шпунтовки и упирается на банку, под которой тоже есть перегородка. Квадратная дверца от банки до самой почти крыши ведет в каюту. По бокам дверцы врезаны маленькие иллюминаторы. В каюте на уровне банки сделаны нары с вырезом у дверец в их ширину и фут на 4-5 длины. На нарах у переборки на левом борту устанавливается каменка с ды­ мовой трубой, пропущенной через крышу. Особое внимание обраща­ ется на изоляцию каменки от дерева железом и асбестом. Способ постройки и конструкция елы насколько только возможно упрощается с целью удешевления стоимости судна. Киль и штевни елы составлены из двух средних размеров частей кокор, распиленных вдоль и составленных на простых замках косого среза сообразно изгибу киля. Штевни также наставлены со сростами повыше грузовой ватер­ линии. Для наиболее удобного способа работ первые набои ставятся короткими. Этот способ дает то преимущество, что из наиболее уз­ кого и дешевого лесного материала предоставляется возможность сде­ лать ту форму килевой конструкции судна, которая обладает наиболее мореходными качествами. Между досками обшивки прокладывается негниющий мох или же пазы проконопачиваются. Заклепки ставятся на расстоянии 10-19 с. друг от друга. Большое преимущество дается

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz