Давыдов Р. А. Деревянные парусные суда типа «ёла» на Русском Севере (1860-е – начало 1920-х гг.) // Север в истории и культуре России. Духовное наследие и традиции : Пятнадцатые Феодоритовские чтения : материалы историко-краеведческой конференции / под ред. митрополита Митрофана (Баданина). – Апатиты : Издательство Кольского научного центра, 2023. – С. 76–114.
Д а в ы д о в Р у с л а н А л е к с а н д р о в и ч «Размеры промысловых ел колеблются от 9 до 12 метров длиною и от 2 до 2,75 метров шириною. Их килевая конструкция при малой грузоподъемности дает значительную осадку что увеличивает их море ходные качества. Тип елы, благодаря высоко выдающемуся форштевню, несколько напоминает прежние крупные гребные суда. Характер об водов острый, скулистый с миделем несколько перенесенным к носу. Конструкция судна легкая, обшивка накройная, состоящая из 6-10 поясов с несколько выдающимся фальшбортом. Шпангоуты ко ренные, поставленные на нагеля со шляпками, расстояние между ними от 1 Уг до 4-х фут. На расстоянии около трети всей длины от кормы каюта на три человека, на такое же расстояние от носа поставлена съемная мачта, между каютой и мачтой двумя переборками отгоро жено грузовое отделение, где находится ящик с балластом и уклады вается рыба. Это отделение бывает длиною по большей части около 7 фут. Между грузовым отделением и каютой находится небольшое место для рулевого (это место называется «собачьей дырой»). Такое же расстояние и со стороны мачты, оно заполняется рыбой как за пасное. У форштевня прикреплен деревянный клюз для якорной цепи и несколько далее поперек бортов - утки для крепления цепи. В но совой части телгас сильно приподнят для работ при тяге яруса. Одна пара кочет расположена к носу от мачты фута на 3-4, другая - у « с о бачьей дыры». Руль у елы неширокий, навешен плотно к штевню и управление рулем чаще всего встречается посредством бокового румпеля с прикрепленным к нему на деревянном шарнире шестом длиною до «собачьей дыры». Встречается также устройство рулевого управления посредством протя нутых от руля двух тросов, тросы один раз обвернуты вокруг горизон тального колеса с желобком, прикрепленного к крыше передней части каюты. К колесу приделана ручка, которой правит рулевой. По отзывам промышленников, большая их часть предпочитает старый и более про стой способ управления шестом. Преимущество его заключается в том, что можно одной рукой править, другой же подгребать веслом. Парусное вооружение преимущественно “косое”. Совсем недавно еще в районах наших промыслов рыбаки консервативно придержи вались старого прямого паруса, но недостатки его все же заставили переменить прямой парус на косое вооружение, имеющее за собой больше преимуществ. Гафель делается с тем расчетом, чтобы он поме 110
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz