Давыдов Р. А. Деревянные парусные суда типа «ёла» на Русском Севере (1860-е – начало 1920-х гг.) // Север в истории и культуре России. Духовное наследие и традиции : Пятнадцатые Феодоритовские чтения : материалы историко-краеведческой конференции / под ред. митрополита Митрофана (Баданина). – Апатиты : Издательство Кольского научного центра, 2023. – С. 76–114.

Д а в ы д о в Р у с л а н А л е к с а н д р о в и ч «Размеры промысловых ел колеблются от 9 до 12 метров длиною и от 2 до 2,75 метров шириною. Их килевая конструкция при малой грузоподъемности дает значительную осадку что увеличивает их море­ ходные качества. Тип елы, благодаря высоко выдающемуся форштевню, несколько напоминает прежние крупные гребные суда. Характер об­ водов острый, скулистый с миделем несколько перенесенным к носу. Конструкция судна легкая, обшивка накройная, состоящая из 6-10 поясов с несколько выдающимся фальшбортом. Шпангоуты ко­ ренные, поставленные на нагеля со шляпками, расстояние между ними от 1 Уг до 4-х фут. На расстоянии около трети всей длины от кормы каюта на три человека, на такое же расстояние от носа поставлена съемная мачта, между каютой и мачтой двумя переборками отгоро­ жено грузовое отделение, где находится ящик с балластом и уклады­ вается рыба. Это отделение бывает длиною по большей части около 7 фут. Между грузовым отделением и каютой находится небольшое место для рулевого (это место называется «собачьей дырой»). Такое же расстояние и со стороны мачты, оно заполняется рыбой как за­ пасное. У форштевня прикреплен деревянный клюз для якорной цепи и несколько далее поперек бортов - утки для крепления цепи. В но­ совой части телгас сильно приподнят для работ при тяге яруса. Одна пара кочет расположена к носу от мачты фута на 3-4, другая - у « с о ­ бачьей дыры». Руль у елы неширокий, навешен плотно к штевню и управление рулем чаще всего встречается посредством бокового румпеля с прикрепленным к нему на деревянном шарнире шестом длиною до «собачьей дыры». Встречается также устройство рулевого управления посредством протя­ нутых от руля двух тросов, тросы один раз обвернуты вокруг горизон­ тального колеса с желобком, прикрепленного к крыше передней части каюты. К колесу приделана ручка, которой правит рулевой. По отзывам промышленников, большая их часть предпочитает старый и более про­ стой способ управления шестом. Преимущество его заключается в том, что можно одной рукой править, другой же подгребать веслом. Парусное вооружение преимущественно “косое”. Совсем недавно еще в районах наших промыслов рыбаки консервативно придержи­ вались старого прямого паруса, но недостатки его все же заставили переменить прямой парус на косое вооружение, имеющее за собой больше преимуществ. Гафель делается с тем расчетом, чтобы он поме­ 110

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz