Давыдов Р. А. Деревянные парусные суда типа «ёла» на Русском Севере (1860-е – начало 1920-х гг.) // Север в истории и культуре России. Духовное наследие и традиции : Пятнадцатые Феодоритовские чтения : материалы историко-краеведческой конференции / под ред. митрополита Митрофана (Баданина). – Апатиты : Издательство Кольского научного центра, 2023. – С. 76–114.

Д а в ы д о в Р у с л а н А л е к с а н д р о в и ч В эпоху реформ Петра I серией законодательных актов 1710-х-1720-х гг. использование судов традиционных типов в стране вообще и на Севере в частности было ограничено, а их строительство попало под запрет \ Согласно именному данному архангельскому вице-губернатору указу от 28 декабря 1714 г. «О делании морским промышленникам вместо лодей и кочей, гальотов и других новоманерных судов» все промышленники, использующие морские суда традиционных типов, обязаны были в двухлетний, а «п о нужде» - в трехлетний срок, вы­ вести их из эксплуатации и уничтожить (буквально: «перевесть»). За­ кладка новых лодей и кочей запрещалась под угрозой их конфискации и штрафов: «У подлинного указу подписано собственною его царского величества рукою тако: оное взять судно, а сверх вдвое денег во что оное стало» 2. 28 декабря 1715 г. вышел указ, почти идентичный по со­ держанию указу вышедшему годом ранее3. Именным указом от 2 июля 1718 г., объявленным князем Менши- ковым, Петр I запрещал, начиная с сентября, эксплуатацию и строи­ тельство карбасов («карбусов») и лодей под угрозой «разорения всего имения» 4. После поданных царю челобитных 11 марта 1719 г. Петр I издал именной, данный архангельскому вице-губернатору, указ «О строении мореходных судов по новому образцу», разрешавший «всем помор­ ским жителям» все-таки «доходить» на имеющихся у них судах тра­ диционных типов, пока они не придут в полную негодность. Но этим указом также была и подтверждена прежняя решимость полностью ис­ коренить поморские «лодьи, карбасы, соймы, кочи и прочие». «А буде кто станет делать после сего указу новые (суда традиционных типов. - МинейкоГ. Законоположения Петра Великого о речных и морских торговых судах Архангельского порта / / Справочная книжка для Архангельской губернии на 1860. Архангельск, 1859. С. 33—55; Брызгалов В. В. Строительство западноевропейских типов судов в Поморье (первая половина XVIII в.) / / Нидерланды и Северная Россия / под ред. Ю. Н. Беспятых, Я. В. Велувенкампа, Л. Д. Поповой. СПб: Русско-Балтийский информаци­ онный центр «Блиц», 2003. С. 235-249. Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года (ПСЗРИ -І) Т V 1713-1719. СПб., 1830. № 2873. С. 136. 3 ПСЗРИ-І. Т. V. 1713-1719. СПб., 1830. № 2973. С. 187-188. 4 Там же. №3215. С. 579-580. 78

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz