Давыдов Р. А. Деревянные парусные суда типа «ёла» на Русском Севере (1860-е – начало 1920-х гг.) // Север в истории и культуре России. Духовное наследие и традиции : Пятнадцатые Феодоритовские чтения : материалы историко-краеведческой конференции / под ред. митрополита Митрофана (Баданина). – Апатиты : Издательство Кольского научного центра, 2023. – С. 76–114.
Д е р е в я н н ы е п а р у с н ы е с у д а т и п а « ё л а » н а Р у с с к о м С е в е р е (1860-е - н а ч а л о 1920- х гг.) И а . 1. Чертеж беломорской шняки. Источник: Козлов М. Беломорская шняка / / Русское судоходство. 1898. №192-193. С. 100 \ не удержался от сравнения его с норвежской ёлой: «В сравнении с нор вежскими ёлами, шняка будет гораздо прочнее, потому что ее набои или набор вдвое толще, чем на ёле, которая на большом волнении вся изги бается и, во-вторых, остойчивее ёлы под парусами, так как шняка полнее и тяжелее ёлы при одинаковых размерах. Все эти хорошие морские каче ства шняки служат причиною давнишнего употребления ее при рыбных промыслах в океане по Мурманскому берегу. При этом стоимость шняки впятеро дешевле ёлы. В настоящее время в одном Кемском уезде строится ежегодно от 50 до 70 шняк и, пока способы лова на Мурмане не изменятся, шняка вряд ли выйдет из употребления» В 1904 г. начальником Мурманской научно-промысловой экспе диции Л. Брейтфусом 2 была подготовлена записка в Комитет для по мощи поморам Русского Севера «О промысловых судах Мурмана». Вместе с другой, гораздо меньшей по объему запиской «Неудовлет ворительность компасов на поморских промысловых судах» она была сведена в единый документ, датированный 7 (20) марта 1904 г. и от печатанный типографским способом на 12 страницах, который, ве роятно, распространялся Л. Брейтфусом среди заинтересованных лиц в различных учреждениях. Несколько экземпляров этого документа со хранились в российских библиотеках3. Козлов М. Беломорская шняка / / Русское судоходство. 1898. № 192-193. С. 104. 2 Леонид Львович Брейтфус или Ludwig Gottlieb Breitfuss (1864-1950) - полярный исследователь; в начале XX в. руководил Мурманской научно-промысловой экспедицией (после Н. М. Книповича); занимался организацией деятельности спасательных судов и станций в Архангельской губернии. 3 Брейтфус Л. О промысловых судах для Мурмана. Неудовлетворительность ком пасов на поморских промысловых судах. Б. м., [1904]. 97
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz