Давыдов Р. А. Деревянные парусные суда типа «ёла» на Русском Севере (1860-е – начало 1920-х гг.) // Север в истории и культуре России. Духовное наследие и традиции : Пятнадцатые Феодоритовские чтения : материалы историко-краеведческой конференции / под ред. митрополита Митрофана (Баданина). – Апатиты : Издательство Кольского научного центра, 2023. – С. 76–114.
Д а в ы д о в Р у с л а н А л е к с а н д р о в и ч государственных имуществ уведомил архангельского губернатора о подписанном приказе «выдать русскому подданному Ольденбургу денежную премию за постройку норвежской ёлы» ’. Другое дело, что примеру его ни на Мурмане, ни на берегах Белого моря местные жи тели следовать не спешили. Более того, в 1870-х гг. стало казаться, что попытки «прививания» норвежских ёл на Русском Севере потерпели неудачу. Р у с с к а я ш н я к а и н о р в е ж с к а я ё а а - КАКОЙ ТИП СУДНА ЛУЧШЕ ? ( м н е н и я а в т о р о в п у б л и к а ц и й 1 8 7 0 - Х - 1 9 1 0 - Х гг.) Летом 1872 г. промысловые становища Мурманского берега на шхуне «Полярная звезда» посетили члены Комиссии, учрежденной при Министерстве финансов, занимавшейся изысканием мер к эко номическому развитию северного края империи. Входивший в состав Комиссии от Морского министерства командир Архангельского порта князь А . А. Ухтомский 2 в 1874 г. опубликовал свои путевые заметки, где, среди прочего, заметил: «Лет 10 тому назад были опыты заменить шняку лучшим судном - ёлою, но это не принялось, говорят потому, что ёла жидка постройкою, и стоя на обсушке или во время отлива не выдерживает ударов о дно моря. Напротив, шняка выдерживает эти невзгоды, будучи прошита вицею т. е. ивовою корою» 3. Один из авторов журнала «Русское судоходство» М. Козлов, пу бликуя в 1898 г. составленный им с натуры чертеж строящейся в 1897 г. в г. Кеми шняки и характеризуя этот традиционный тип русского судна, Там же. А. 203. Князь Леонид Алексеевич Ухтомский (1929-1909) - морской офицер, участник обороны Севастополя в Крымскую войну, автор многочисленных публикаций в журнале «Морской сборник». В 1871 г. был назначен командиром Архангельского порта, в 1872 г. произведен в капитаны 1ранга, в 1875 г. назначен директором беломорских маяков; в 1871 - 1884 гг. находился в плаваниях в Белом море на шхунах «Самоед», «Полярная Звезда» и «Бакан»; с 1872 по 1883 - капитан 1 ранга, в 1883 г. произведен в контр-адмиралы. Под робнее о его службе см.: Общий морской список. Ч. XII. Царствование Николая I. Т-Ю. СПб., 1900. С. 135-137. Ухтомский Л. А. Путевые заметки при обзоре состояния мурманских рыбных промыслов / / Морской сборник. 1874. № 9. Неофициальная часть. С. 85. Надо только уточ нить, что ивовые вицы - это тонкие стволы или ветви, а не кора. 96
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz