Давыдов Р. А. Деревянные парусные суда типа «ёла» на Русском Севере (1860-е – начало 1920-х гг.) // Север в истории и культуре России. Духовное наследие и традиции : Пятнадцатые Феодоритовские чтения : материалы историко-краеведческой конференции / под ред. митрополита Митрофана (Баданина). – Апатиты : Издательство Кольского научного центра, 2023. – С. 76–114.

Д а в ы д о в Р у с л а н А л е к с а н д р о в и ч государственных имуществ уведомил архангельского губернатора о подписанном приказе «выдать русскому подданному Ольденбургу денежную премию за постройку норвежской ёлы» ’. Другое дело, что примеру его ни на Мурмане, ни на берегах Белого моря местные жи­ тели следовать не спешили. Более того, в 1870-х гг. стало казаться, что попытки «прививания» норвежских ёл на Русском Севере потерпели неудачу. Р у с с к а я ш н я к а и н о р в е ж с к а я ё а а - КАКОЙ ТИП СУДНА ЛУЧШЕ ? ( м н е н и я а в т о р о в п у б л и к а ц и й 1 8 7 0 - Х - 1 9 1 0 - Х гг.) Летом 1872 г. промысловые становища Мурманского берега на шхуне «Полярная звезда» посетили члены Комиссии, учрежденной при Министерстве финансов, занимавшейся изысканием мер к эко­ номическому развитию северного края империи. Входивший в состав Комиссии от Морского министерства командир Архангельского порта князь А . А. Ухтомский 2 в 1874 г. опубликовал свои путевые заметки, где, среди прочего, заметил: «Лет 10 тому назад были опыты заменить шняку лучшим судном - ёлою, но это не принялось, говорят потому, что ёла жидка постройкою, и стоя на обсушке или во время отлива не выдерживает ударов о дно моря. Напротив, шняка выдерживает эти невзгоды, будучи прошита вицею т. е. ивовою корою» 3. Один из авторов журнала «Русское судоходство» М. Козлов, пу­ бликуя в 1898 г. составленный им с натуры чертеж строящейся в 1897 г. в г. Кеми шняки и характеризуя этот традиционный тип русского судна, Там же. А. 203. Князь Леонид Алексеевич Ухтомский (1929-1909) - морской офицер, участник обороны Севастополя в Крымскую войну, автор многочисленных публикаций в журнале «Морской сборник». В 1871 г. был назначен командиром Архангельского порта, в 1872 г. произведен в капитаны 1ранга, в 1875 г. назначен директором беломорских маяков; в 1871 - 1884 гг. находился в плаваниях в Белом море на шхунах «Самоед», «Полярная Звезда» и «Бакан»; с 1872 по 1883 - капитан 1 ранга, в 1883 г. произведен в контр-адмиралы. Под­ робнее о его службе см.: Общий морской список. Ч. XII. Царствование Николая I. Т-Ю. СПб., 1900. С. 135-137. Ухтомский Л. А. Путевые заметки при обзоре состояния мурманских рыбных промыслов / / Морской сборник. 1874. № 9. Неофициальная часть. С. 85. Надо только уточ­ нить, что ивовые вицы - это тонкие стволы или ветви, а не кора. 96

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz