Давыдов Р. А. Деревянные парусные суда типа «ёла» на Русском Севере (1860-е – начало 1920-х гг.) // Север в истории и культуре России. Духовное наследие и традиции : Пятнадцатые Феодоритовские чтения : материалы историко-краеведческой конференции / под ред. митрополита Митрофана (Баданина). – Апатиты : Издательство Кольского научного центра, 2023. – С. 76–114.
Д е р е в я н н ы е п а р у с н ы е суда т и п а « ё л а « н а Р у с с к о м С е в е р е (1860-е - н а ч а л о 1920- х гг.) очередь тем из них, которые «по своим средствам и пониманию дела» действительно захотят и смогут построить ёлы В августе 1863 г. большую часть полученных 350 экземпляров чер тежей из Канцелярии архангельского губернатора передали для рас пространения в архангельскую палату государственных имуществ (125 экземпляров), архангельскому полицмейстеру - 25 экземпляров. Кемскому, онежскому, мезенскому и архангельскому уездным исправ никам были отправлены почтой 75, 50, 25 и 25 экземпляров соот ветственно. Можно с большой уверенностью предположить, что это явно неравное распределение чертежей было обусловлено понима нием в канцелярии губернатора «целевой аудитории»: в Кемском и Онежском уездах частное судостроение было более развито; именно из этих уездов на сезонные мурманские промыслы уходило большее число мужчин. Именно на Мурмане предлагаемые к распространению ёлы были бы наиболее востребованы. По нескольку экземпляров чер тежей было отправлено для использования в учебном процессе Архан гельских и Кемских шкиперских курсов, так как основы судостроения входили в число преподаваемых там предметов. Чертежи получил и на стоятель Соловецкого монастыря, а также подданный и вице-консул Ве ликобритании Джелибрандт, «который по давнему пребыванию своему в Онеге, хорошо знает местных промышленников и приобрел между ними особую любовь и доверие» 2. Поступившие в канцелярию губернатора ответы с мест были фор мально вежливы и нейтральны; смысл их сводился к тому, что чертежи получены и будут использованы. Настоятель Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий, поблагодарив губернатора « з а сочувствие к пользе обители», недвусмысленно дал понять, что никаких действий к распространению ёл предпринимать не будет: «Соловецкий мона стырь на Мурманском российском берегу рыбными промыслами трески не занимается, а покупает таковую у тамошних промышленников го товую» 3. В ответе мезенского уездного исправника было выражено сомнение в том, что распространение им среди промышленников чер тежей ёл будет иметь какие-либо последствия: «Полагаю, что постройка ГААО. Ф. 1. Оп. 5. Д. 765. Л. 1-1 об. Там же. Л. 2-4. Там же. Л. 13-13 об. 85
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz