Давыдов Р. А. Промысловые суда типа «ёла» на Европейском Севере России и РСФСР (1860-е – 1940-е гг.) / Р. А. Давыдов. – Екатеринбург : УрО РАН, 2024. – 140 с.
В июне 1918 г., т.е. после установления в Архангельске советской власти, но еще до белогвардейского переворота и занятия Архангельска интервентами 2 августа 1918 г., интерес к Поморскому эллингу проявил Совет Союза поморов судовладельцев Архангельской губернии. 9 июня Совет Союза поморов судовладельцев обратился в Архан гельский комитет по портовым делам с заявлением о передаче ему эксплуатацию эллинга, для чего был готов образовать из членов сою за кооператив с ограниченным числом паев и снабдить эллинг новым оборудованием. В заявлении за подписью председателя А. Антуфьева говорилось: «В настоящее время возникает вопрос о передаче эллинга в частные руки, результатом чего будет, несомненно, с одной стороны затрудненность пользования эллингом, а с другой стороны удорожание работ по подъему и ремонту, и таким образом интересы Поморского флота пострадают». Этот документ интересен еще и тем, что в нем содержится одна из редких попыток четко сформулировать «национальную ценность» или, как принято сейчас говорить —«миссию» Поморского парусного флота (в документе «Поморский эллинг» и «Поморский парусный флот» везде с заглавных букв): «Флот это является единственным транспорт ным средством для доставки из Норвегии и Мурмана соленой рыбы, слу жащей главным питательным средством для Архангельской [губернии] и тяготеющих к ней уездов соседних губерний. На судах этого флота находит себе заработок и пропитание, кроме владельцев и их семейств, до 800 человек наемной команды. Таким образом, ясно, что флот этот представляет значительную национальную ценность». И далее: «Союз потому полагает, что если и в прежнее время было стремле ние со стороны государства прийти на помощь поморам, то в настоя щее время учреждения, стоящие на страже интересов трудящихся, тем более должны оградить их от эксплуатации сторонними предприни мателями. Союз не предполагает каких-либо условий вознаграждения Управлению работ за пользование эллингом, исходя из тех соображе ний, что для государства важнее содействовать поддержанию и разви тию существующего уже парусного флота»183. После установления в Архангельске власти белогвардейцев и интер вентов, Союз поморов судовладельцев не оставил попыток заполучить в безвозмездное пользование эллинг. Но и Управление торгового пор та, и Отдел промышленности и торговли Северной Области затягивали решение вопроса, так как в 1919 г. была высказана идея объявить торги на передачу эллинга в аренду, с перечислением взимаемой арендной платы в казну Северной Области. Но, насколько известно, она не была реализована184. После установления советской власти в Архангельске в 1920 г. По морский эллинг оставался в ведении Управления Архангельского тор 183 Там же. Ф. 305. Оп. 6. Д. 106. Л. 7-8. 184 Там же. Л. 6 4 -6 4 об. 88
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz