Давыдов Р. А. Промысловые суда типа «ёла» на Европейском Севере России и РСФСР (1860-е – 1940-е гг.) / Р. А. Давыдов. – Екатеринбург : УрО РАН, 2024. – 140 с.

Илл. 17. Шняка. МОКМ. ОФ-15433/1097 ФО-2797. Автор фото и точная дата и место съемки неизвестны. В каталоге международного выставочного проекта «Murman - the coast of hope. The history of colonization 1860 -1940 » фотография датируется 1920-ми гг., местом съемки указана колония (становище) Рында на Мур­ манском берегу. Эту фотографию можно найти на различных сайтах интернета. Там шня- ку ошибочно определяют среди прочего и как «холмогорский карбас»; авторство фото приписывают различным фотографам, в т.ч. и известному Я.И. Лейцингеру; датируют от кон. X IX - нач. X X вв. до 1930-х гг. шняка с полным вооружением обходится не больше 100 рублей, ма­ ленькая (тройник) всего даже 75 руб. На парусах шняка хорошо идет по ветру; хуже она двигается при бо­ ковом ветре, причем надо остерегаться внезапных шквалов, которые легко могут опрокинуть узкую лодку, если сильный порыв ветра вне­ запно наляжет на поставленный совершенно боком парус; лавировать же против ветра шняка почти совсем не может. В последнем обстоятельстве кроется один из самых главных недо­ статков шняки. При слабом противном ветре и не очень сильном вол­ нении шняка на веслах еще может возвратиться в гавань; сильным же ветром ее зачастую далеко относит от становища, куда, как сказано, она может попасть лишь при боковом ветре. Кроме указанного, огромным недостатком шняки является отсутствие на ней каюты, почему рыбак принужден иметь на берегу стан, приковывающий его к данному ме­ сту и значительно затрудняющий переходы в периоды ловли от одного пункта в другой. 52

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz