Давыдов Р. А. Промысловые суда типа «ёла» на Европейском Севере России и РСФСР (1860-е – 1940-е гг.) / Р. А. Давыдов. – Екатеринбург : УрО РАН, 2024. – 140 с.
сии от Морского министерства командир Архангельского порта князь Леонид Алексеевич Ухтомский115 в 1874 г. опубликовал свои путевые за метки, где, среди прочего, заметил: «Лет 10 тому назад были опыты за менить шняку лучшим судном — ёлою, но это не принялось, говорят потому, что ёла жидка постройкою, и, стоя на обсушке или во время отлива, не выдерживает ударов о дно моря. Напротив, шняка выдержи вает эти невзгоды, будучи прошита вицею, т.е. ивовою корою»116. Один из авторов журнала «Русское судоходство», М. Козлов, публи куя в 1898 г. составленный им с натуры чертеж строящейся в 1897 г. в г. Кеми шняки и характеризуя этот традиционный тип русского судна, не удержался от сравнения его с норвежской ёлой: «В сравнении с нор вежскими ёлами, шняка будет гораздо прочнее, потому что ее набои или набор вдвое толще, чем на ёле, которая на большом волнении вся изгибается и, во-вторых, остойчивее ёлы под парусами, так как шня ка полнее и тяжелее ёлы при одинаковых размерах. Все эти хорошие морские качества шняки служат причиною давнишнего употребления ее при рыбных промыслах в океане по Мурманскому берегу. При этом стоимость шняки впятеро дешевле ёлы. В настоящее время в одном Кемском уезде строится ежегодно от 50 до 70 шняк и, пока способы лова на Мурмане не изменятся, шняка вряд ли выйдет из употребления»117. В начале XX в. преимущества и недостатки шняк и ёл сравнивал Гер ман Федорович Гёбель —естествоиспытатель, многие годы проживший в разных местах Архангельской губернии. Историкам он известен в пер вую очередь как орнитолог, изучавший птиц на островах и по побере жьям Белого и Баренцева морей. В 1900-х гг. он официально занимался изучением «рыбных и звериных промыслов» Архангельской губернии. В конце 1909 г., за полгода до смерти 24 июля (6 августа) 1910 г.118, Г.Ф. Гебель завершил работу над книгой «Наша Лапландия», работа над которой шла в 1904-1909 гг. Приведем объемную цитату из этой книги: «С незапамятных времен, а, в большинстве случаев, и до настоящего времени, беломорские рыбаки пользуются в Ледовитом океане в каче стве промыслового судна —шнякой, а в качестве рыболовной снасти — ярусом и кое-какими сетями для ловли сайды и наживки. Шняка имеет следующие преимущества: 1) она может выдерживать значительные толчки о камни; 2) по окончании ловли ее вытаскивают на берег, где она без всякого прикрытия лежит до следующего года, вес ной же снова спускают на воду; 3) борт шняки настолько низок, что ярус свободно может быть закинут и собран с лодки; 4) она дешева: большая 116 УхтомскийЛ.А. Путевые заметки при обзоре состояния мурманских рыбных промыслов // Морской сборник. 1874. № 9.Неофициальная часть. С. 85. Надо только уточнить, что ивовые вицы - это тонкие стволы или ветви, а не кора. 117 Козлов М. Беломорская шняка // Русское судоходство. 1898. № 192-193. С. 104. 118 Ленгауэр ВА. Некролог: Герман Федорович Гебель // Известия Архангельского общества изучения Русского севера. 1910. №15. С.64-66. 51
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz