Давыдов Р. А. Промысловые суда типа «ёла» на Европейском Севере России и РСФСР (1860-е – 1940-е гг.) / Р. А. Давыдов. – Екатеринбург : УрО РАН, 2024. – 140 с.

Норвегии, а не строились в России. В начале 1920-х гг. ёлы строились в окрестностях Архангельска, а в 1940-х гг. непосредственно в Архан­ гельске, точнее - в Соломбале. Цель исследования: изучение опыта строительства и использования судов типа «ёла» на Европейском Севере России и РСФСР. Задачи исследования: — ввести в научный оборот, проанализировать ранее не публико­ вавшиеся источники, относящиеся к предмету исследования; —описать ёлу как типа судна в сравнении со шнякой —типом суда аналогичного назначения, традиционно использовавшегося на Евро­ пейском Севере России, РСФСР на основе доступных опубликованных источников; посмотреть — как эволюционировала конструкция ёлы с 1860-х по 1940-х гг.; — выявить причины появления интереса к строительству ёл в различные исторические эпохи нашей страны (Российской импе­ рии, РСФСР): в 1860-х гг. —в начале эпохи Великих реформ; в начале 1920-х гг. —в эпоху Новой экономической политики; в 1940-х гг. —во время Великой Отечественной войны; — охарактеризовать особенности, формы стимулирования строи­ тельства ёл в различные исторические эпохи, оценить практические результаты этой деятельности; —выявить и систематизировать сведения, характеризующие коли­ чество построенных и находившихся в эксплуатации на Европейском Севере России и РСФСР ёл, в том числе и в сравнении с аналогичными судами других, традиционных типов. Историография вопроса. Специальных объемных исследований (монографий, диссертаций) по данной тематике в заявленных хроно­ логических рамках никогда ранее не проводилось, хотя информация о ёлах есть в справочной литературе, работах обзорного характера, по­ священных истории судостроения, исследованиям и промысловой дея­ тельности в Арктике20. Автором настоящей книги в 2022-2023 гг. были опубликованы статьи о ёлах, несколько отличающиеся друг от друга по содержанию и объему21. Все они были основаны преимущественно на ранее не публиковавшихся документах Государственного архива Ар­ хангельской области, являющимися т.н. «первичными» источниками. Предмет исследования малоизучен. Это определяет и новизну настоя­ щей работы. 20 Из сравнительно недавно опубликованных работ упоминания о ёлах см., например: Семе­ нов В. П. (Смирнов В.П.) Мурманская судоверфь. Годы.События. Люди. Мурманск: Издатель­ ский центр Живая Арктика, 2004. С. 34-35, 37, 42; Адров Н.М. Исследования Баренцева моря за 1000 лет. В 6 т.Т. I: От начала тысячелетия до первой половины XX века. 2-е изд., испр. и доп. [Б.и.], 2006. С. 73; Филин П.А., Курноскин С.П. Народное судостроение в России. Энци­ клопедический словарь судов народной постройки. СПб.: Издательско-полиграфический комплекс «Гангут», 2016. С. 122-124. 21 Список ранних публикаций автора настоящей книги о ёлах приводится в списке источни­ ков и литературы. 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz