Давыдов Р. А. Промысловые суда типа «ёла» на Европейском Севере России и РСФСР (1860-е – 1940-е гг.) / Р. А. Давыдов. – Екатеринбург : УрО РАН, 2024. – 140 с.
В Российской империи распространение ёл изначально было огра ничено пределами только Архангельской губернией. Следует учитывать что в 1860-х — 1910-х гг., до установления советской власти, в состав Архангельской губернии (крупнейшей губернии Европейской части Российской империи!) входили полностью или частично территории пяти современных субъектов Российской Федерации - Архангельской и Мурманской областей, республик Карелия и Коми, Ненецкого авто номного округа. Илл. 2. Карта Архангельской губернии. Архангельская губ., город и уезд // Энциклопедический словарь / Изд. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Т. II. Араго-Аутука. СПб., 1890. С. 214-218. Это скорее не карта, а карта-схема, позволяющая наглядно представить территорию Архангельской губернии в границах X IX - начала X X вв., существенно отличавшуюся от территории Архангельской области в ее современных границах. Ёлы предназначались для использования главным образом на мур манских рыбных промыслах, т.е. вблизи Мурманского берега —север ной части Кольского полуострова от государственной границы на западе до мыса Святой Нос на востоке. В 1860-х гг. строительство их стиму лировалось во всех уездах губернии, омываемых морями Северного Ледовитого океана, а именно: Мезенском, Архангельском, Онежском, Кемском (Кемский уезд в 1859-1883 гг. включал в себя и территории Кольского уезда, упраздненного после сожжения большей части города Колы в 1854 г. английским пароходом во время Крымской войны). По скольку заметного интереса у русских судостроителей ёлы не вызвали, в 1870-х — 1910-х гг. большинство ёл, часто уже бывших в эксплуата ции, приобретались готовыми, с рангоутом и такелажем, в Северной 9
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz