Давыдов Р. А. Промысловые суда типа «ёла» на Европейском Севере России и РСФСР (1860-е – 1940-е гг.) / Р. А. Давыдов. – Екатеринбург : УрО РАН, 2024. – 140 с.

В Российской империи распространение ёл изначально было огра­ ничено пределами только Архангельской губернией. Следует учитывать что в 1860-х — 1910-х гг., до установления советской власти, в состав Архангельской губернии (крупнейшей губернии Европейской части Российской империи!) входили полностью или частично территории пяти современных субъектов Российской Федерации - Архангельской и Мурманской областей, республик Карелия и Коми, Ненецкого авто­ номного округа. Илл. 2. Карта Архангельской губернии. Архангельская губ., город и уезд // Энциклопедический словарь / Изд. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Т. II. Араго-Аутука. СПб., 1890. С. 214-218. Это скорее не карта, а карта-схема, позволяющая наглядно представить территорию Архангельской губернии в границах X IX - начала X X вв., существенно отличавшуюся от территории Архангельской области в ее современных границах. Ёлы предназначались для использования главным образом на мур­ манских рыбных промыслах, т.е. вблизи Мурманского берега —север­ ной части Кольского полуострова от государственной границы на западе до мыса Святой Нос на востоке. В 1860-х гг. строительство их стиму­ лировалось во всех уездах губернии, омываемых морями Северного Ледовитого океана, а именно: Мезенском, Архангельском, Онежском, Кемском (Кемский уезд в 1859-1883 гг. включал в себя и территории Кольского уезда, упраздненного после сожжения большей части города Колы в 1854 г. английским пароходом во время Крымской войны). По­ скольку заметного интереса у русских судостроителей ёлы не вызвали, в 1870-х — 1910-х гг. большинство ёл, часто уже бывших в эксплуата­ ции, приобретались готовыми, с рангоутом и такелажем, в Северной 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz