Давыдов Р. А. Промысловые суда типа «ёла» на Европейском Севере России и РСФСР (1860-е – 1940-е гг.) / Р. А. Давыдов. – Екатеринбург : УрО РАН, 2024. – 140 с.

фонетически близко к «ёле»), которые норвежские историки судострое­ ния также относят к «Nordlandsbat» и название которых м.б. связано с одноименным фиордом (норв.: Folla или Folda). Но, как стало модно говорить, «это не точно». Этимология русского слова «ёла» малоизучена. Возможно когда- нибудь, при содействии норвежских коллег получится прояснить этот вопрос. Однако неопределенность этимологии слова «ёла» никак не ме­ шает изучению истории появления, распространения и эволюции этого типа судна в России и РСФСР в 1860-х —1940-х гг. Хронологические границы исследования —1860-е —1940-е гг. Они обу­ словлены предметом исследования и охватывают примерно 80-летний период отечественной истории: от начала эпохи Великих реформ им­ ператора Александра II до окончания Великой Отечественной войны Советского Союза. Нижняя хронологическая граница —начало процесса официально­ го стимулирования строительства ёл в 1863-1864 гг. Процесс «приви­ вания» ёл был начат по инициативе Николая Яковлевича Данилевского Департаментом сельского хозяйства Министерства государственных имуществ Российской империи. Верхняя хронологическая граница — окончание массового строи­ тельства судов типа ёла на Архангельской судоверфи (и, как, пред­ ставляется, в РСФСР вообще) в 1946 г. Строительство этих маломерных деревянных, хотя к тому времени уже не парусно-гребных, а парусно­ моторных судов, было вынужденной мерой военного времени, обу­ словленной целым рядом причин. Массовое строительство ёл на Архан­ гельской судоверфи началось в 1943 г. и, набрав темп в 1944 и 1945 гг., продолжалось еще и в первый послевоенный 1946 г. Территориальные границы исследования —Европейский Север Рос­ сии, точнее российские территории и населенные пункты, расположен­ ные главным образом вдоль берегов Белого и Баренцева морей; при­ брежные населенные пункты и территории Северной Норвегии19. Промысловые парусно-гребные суда, называемые в России ёлами, приобретали, как видно из источников, на севере Норвегии. Именно там они покупались в 1860-х гг. за счет казны и оттуда они привозились для бесплатной раздачи жителям Архангельской губернии как пример для подражания в судостроительной практике. Именно оттуда поморы, занимавшиеся сезонным рыболовством на мурманских промыслах, и мурманские колонисты —выходцы из Норвегии и входившего с состав Российской империи Великого княжества Финляндского —привозили их в последующие годы, вплоть до 1920-х гг. 19 Термин «Северная Норвегия» или «северная Норвегия» обычно применяют к территориям, расположенным севернее 650 с.ш., культурное и историческое развитие которых несколь­ ко отличалось от развития юга Норвегии и в то же время характеризовалось внутренним единством. См., например: Norway North of 65. Oslo: Oslo University Press, 1960. P. 9. Именно с Северной Норвегией и, особенно, с Финнмарком контакты россиян, преимущественно - жителей Архангельской губернии, были наиболее развитыми. 8

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz