Давыдов Р. А. Особенности морского судоходства в Белом море в годы Крымской войны 1853–1856 годов. (По документам архивов России и Великобритании) // История северного мореплавания : Девятые Феодоритовские чтения : материалы историко-краеведческой конференции / под ред. епископа Митрофана (Баданина). – Североморск ; Санкт-Петербург : Ладан, 2017. – С. 170–216.
Руслан Александрович Давыдов Корреспонденция консульства Великобритании в Архангельске 1850-х годов обещал, что русские частные суда, занятые в торговле с Норвегией, будут неприкосновенны - обещал не только русским властям, но и властям коро левств Швеции и Норвегии. В инициированную Джоном Уайтхедом переписку оказались вовлече ны: министр иностранных дел Великобритании лорд Кларендон1, Адмирал тейство, Коллегия юристов гражданского права в Лондоне2, бывший коман дующий эскадрой Royal Navy в Белом море в 1854 году, Эрасмус Омманней и другие официальные лица. Переписка эта производит тягостное, хотя и ожидаемое впечатление. За годы жизни на Севере России Дж. Уайтхед, видимо, слегка подзабыл о том, как т. н. «двойные стандарты» в отношении Запада к России могут приме няться на практике. Но соотечественники в Лондоне ему быстро напомнили. Логика британских официальных лиц, отвечавших ему, была, почти в до словном изложении, следующей. «Волга» шла под русским флагом? Да. Ко манда на ней была русская? Русская. Война с кем идет? С Россией. У Велико британии со Швецией были какие-то договоренности? Ничего не знаем о них. И вообще, захват русских судов, где бы они ни были встречены, это даже не право, это - долг британских крейсеров! Хотя бедного владельца 1 Имеется ввиду, вероятнее всего, Джордж Уильям Фредерик Вильерс, 4-й граф Кларендон (George William Frederick Villiers, 4th Earl of Clarendon) - министр иностранных дел Великобритании с 21 февра ля 1853 по 26 февраля 1858 года. 2 В оригинале название этой коллегии звучит лаконично и несколько двусмысленно: Doctor's Commons. 202
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz