Давыдов Р. А. Особенности морского судоходства в Белом море в годы Крымской войны 1853–1856 годов. (По документам архивов России и Великобритании) // История северного мореплавания : Девятые Феодоритовские чтения : материалы историко-краеведческой конференции / под ред. епископа Митрофана (Баданина). – Североморск ; Санкт-Петербург : Ладан, 2017. – С. 170–216.

Особенности морского судоходства в Белом море в годы Крымской войны 1853-1856 годов дию - 6 5 И это в условиях войны с Великобританией! Можно с известной осторожностью предположить, что еще какая-то часть иностранных кораб­ лей, объявивших в Архангельской таможне о том, что они идут в Голландию (а таких было 231), также разгрузилась в портах Великобритании. Говоря о взаимной невыгодности блокады для воюющих сторон, мы ни­ чуть не преувеличиваем. Вот какое по-своему забавное письмо на англий­ ском языке было направлено шведско-норвежскому консулу за подписями командующих английской и французской эскадр от 1 (13) сентября 1854 года (содержание его стало известно архангельскому военному губер­ натору раньше, чем консулу): «Милостивый государь (в оригинале - гораздо короче: Sir. - Р. Д.), Мы просим Вас обратить внимание на следующие обстоятельства, от­ носящиеся до русской шхуны “Иоанн”, которая, следуя в Архангельск, при­ была сюда ныне утром. Оказывается, что шхуна эта была употребляема в те­ чение лета для торговли между русскими гаванями морского берега и нор­ вежскими портами, без перевозки, однако ж чего-либо, могущего служить продовольствием для бедных финмаркенских крестьян; ныне же положен в нее груз, и шкипер объясняет, что груз этот принадлежит финмаркенской торговле, и под этим предлогом он надеется на свободный его пропуск в Ар­ хангельск. Мы не намерены употребить наших прав в этом случае, чтобы за­ брать судно это как приз, но желаем открыть злоупотребление в этом деле, и просим содействия Вашего в преграждении подобных обстоятельств. Ан­ глийский консульский агент в Вадсё, кажется, участвует в спекуляциях по этому делу (! - Р. Д.), и он приложил свою подпись к документу этого судна; но по званию своему, он не имел никакого права нанимать неприятельское судно (! - Р. Д.) из Белого моря, которое производило торговлю между рус­ скими портами»2. В другом случае, при досмотре лодьи «Зосима и Савватий», направляв­ шегося с грузом в Норвегию, моряки английского военного парохода «Бриск» обнаружили документы, заверенные шведско-норвежским консу­ лом и подтверждавшие, что судно занято в разрешенной торговле с Норве­ гией. Однако груз судна состоял не из продовольственных товаров, а из до­ сок и других пиломатериалов. Командир английского парохода выразил свое недовольство: «Шведско-норвежский консул в Архангельске не вправе выдавать паспорта русским судам, если они идут в норвежский Финмаркен 1 ГААО. Ф. 786. On. 1. Д. 415. Л. 19 об. 2 ГААО. Ф. 2. On. 1 Т. 5. Д. 5631. Л. 81. 197

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz