Давыдов Р. А. Особенности морского судоходства в Белом море в годы Крымской войны 1853–1856 годов. (По документам архивов России и Великобритании) // История северного мореплавания : Девятые Феодоритовские чтения : материалы историко-краеведческой конференции / под ред. епископа Митрофана (Баданина). – Североморск ; Санкт-Петербург : Ладан, 2017. – С. 170–216.

Руслан Александрович Давыдов Россия также не спешила применять на практике санкции, которые мог­ ли бы весьма болезненно ударить по Великобритании и другим европей­ ским странам. В секретном письме, отправленном из канцелярии россий­ ского Военного министерства 27 мая (8 июня) 1854 года архангельскому военному губернатору Роману Платоновичу Бойлю, сообщалось, со ссыл­ кой на частные сведения из Лондона, о том, что Архангельск вряд ли будет подвержен блокаде. В Великобритании будто бы были слишком заинтересо­ ваны в поставках овса через порты Севера России и будто бы для транспор­ тировки его уже наняли в Голландии множество судов. До сведения губерна­ тора тогда же довели, что в российском Министерстве финансов обсужда­ лась идея ограничить экспорт хлеба за границу через Архангельск, что «было бы весьма чувствительно для неприятеля». Однако император Нико­ лай I, узнав о ней и «принимая во внимание, что запрещение отпуска из Ар­ хангельска овса и вообще хлеба причинило бы в сем городе значительное расстройство торговли, высочайше повелеть соизволил вывоз овса из Ар­ хангельского порта оставить незапрещенным»1. В 1854 году блокада беломорских портов была официально объявлена англичанами и французами лишь 1 (13) августа2, хотя английская эскадра впервые появилась на баре Северной Двины еще 14 (26) июня! Но даже после объявления блокады судам нейтральных стран разрешал­ ся беспрепятственный выход из Архангельска еще в течение 15 дней, т. е. до 15 (27) августа. К этой дате в Управлении Архангельского порта решили подвести итоги навигации. Оказалось, что пришедших к Архангельску толь­ ко иностранных торговых судов было 599, отошедших - 600. Последним иностранным судном, покинувшим Архангельск 12 (24) августа, был назван американский барк «Lamp Lighter». О закрытии навигации Архангельско­ го порта сообщили в Санкт-Петербург; соответствующая информация по­ явилась в «Морском сборнике»3. Но с подведением итогов чиновники по­ торопились. После того, как английская и французская эскадры покинули Белое море, судоходство возобновилось, и фактически навигация закрылась лишь 8 (20) ноября4. Показательно, что из 619 иностранных торговых судов, покинувших Ар­ хангельский порт в навигацию 1854 года, в Англию ушли - 211, Шотлан­ 1 ГААО. Ф. 2. On. 1. Т. 5. Д. 5631. Л. 20-20 об. 2 Там же. Л. 37-37 об. Текст письма об объявлении блокады был подготовлен 31 июля (12 августа), передан представителям архангельских властей 1 (13) августа 1854 года. 3 Там же. Л. 58.; Морской сборник. 1854. № 10. Официальные статьи и известия. С. 105. 4 ГААО. Ф. 786. On. 1. Д. 415. Л. 12 об. 196

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz