Давыдов Р. А. Особенности морского судоходства в Белом море в годы Крымской войны 1853–1856 годов. (По документам архивов России и Великобритании) // История северного мореплавания : Девятые Феодоритовские чтения : материалы историко-краеведческой конференции / под ред. епископа Митрофана (Баданина). – Североморск ; Санкт-Петербург : Ладан, 2017. – С. 170–216.

Особенности морского судоходства в Белом море в годы Крымской войны 1853-1856 годов отправилась обратно на буксире парохода «Смирный». За баром на водо­ наливном боте к шхуне доставили пресную воду. Об этом визите коротко проинформировал своих читателей «Морской сборник»1. Прибывший в Архангельск на шхуне новый шведско-норвежский консул и командир шхуны довольно продолжительное время служили в военно- морском флоте России и, вероятно, неплохо знали русский язык, условия службы и быта русских военных моряков. Барон де-Ведель-Ярлсберг, имя и отчество которого по документам про­ ходило в русифицированном виде - Герман Фердинандович, был принят «из норвежской службы» на Балтийский флот в чине мичмана 11 (23) июня 1835 года. Налюгере «Ораниенбаум» ходил из Петергофа в Данциг, оттуда на фрегате «Паллада» возвратился в Кронштадт. В 1836 году на том же фре­ гате крейсировал в Балтийском море. 25 ноября (7 декабря) 1837 году был уволен от службы2. Балтазар Павлович Флейшер был принят «из шведской службы» в лейте­ нанты Балтийского флота 5 (17) мая 1836 года. Сначала служил на Балтике на корабле «Кацбах»; после перевода на Черноморский флот на корабле «Си- листрия» и фрегате «Агатополь» крейсировал у берегов Абхазии. В 1838— 1840 годах на том же корабле и бриге «Меркурий» снова находился у берегов Абхазии. Орден он получил за участие в высадке десанта и военной операции против горцев. 12 (24) марта 1841 года Б.П. Флейшер был уволен от службы3. Б. Флейшер - бывший лейтенант Балтийского и Черноморского флотов, кавалер ордена Святого Станислава, ставший шведско-норвежским консу­ лом в Архангельске, сразу же стал прилагать усилия к тому, чтобы стимули­ ровать русских судовладельцев к продолжению плаваний с продовольстви­ ем в порты Северной Норвегии. «Военнопленные» поморы: долгий путь в Париж и обратно Прочитав в «Архангельских губернских ведомостях» официальное объ­ явление о том, что английское и французское правительства обязались «не тревожить» российские суда, участвующие в меновой торговле жителей 1 Морской сборник. 1854. № 10. Официальные статьи и известия. С. 106-107. 2 Общий морской список. Часть X. Царствование Николая I. Д -М . СПб., 1898. С. 27. 3 Общий морской список. Часть XII. Царствование Николая I. Т-Ю . СПб., 1900. С. 165. 191

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz