Давыдов Р. А. Оборона города Колы в Крымскую войну в рапортах и воспоминаниях лейтенанта А. М. Бруннера // Исторические поселения севера Европы : Тринадцатые Феодоритовские чтения : материалы историко-краеведческой конференции / под ред. митрополита Митрофана (Баданина). – Апатиты : Издательство Кольского научного центра, 2021. – С. 26–63.

Р у с л а н А л е к с а н д р о в и ч ДАВЫДОВ А р х а н г е л ь с к и с о с т о я н и е о б о р о н ы п р и м о р с к и х у е з д н ы х г о р о д о в А р х а н г е л ь с к о й г у б е р н и и к н а ч а л у л е т а 1 8 5 4 г. До середины XIX в. Архангельск был крупнейшим центром во­ енно-морского судостроения России. В период 1734-1852 гг. в Ар­ хангельском адмиралтействе было построено свыше 220 линейных кораблей и фрегатов (для сравнения: на верфях Санкт-Петербурга за тот же период - менее 150) '. Но в то же время город оставался в положении «сапожника без сапог». Российская империя на начало Крымской войны располагала здесь лишь далеко не новым бригом «Новая Земля», выполнявшим функции брандвахты и шхуной «По­ лярная Звезда», занимавшейся в основном снабжением беломорских маяков. На бриге и шхуне были несколько орудий, с которыми они могли вступить только в самоубийственный бой с эскадрами непри­ ятеля - без шансов на победу. Ни в столице - С.-Петербурге, ни в Архангельске не было иллюзий относительно возможностей ве­ дения боевых действий против сильного противника в Белом море; это даже не обсуждалось в переписке вице-адмирала Р. П. Бойля с во­ енным и морским министерствами. Российские власти, не имея возможности встретить противника в море и принять бой, приняли решение сосредоточиться на обо­ роне Архангельска, как административного и экономического центра губернии, где работали адмиралтейство и порт. Было решено пере­ вооружить защищавшую Архангельск Новодвинскую крепость и уси­ лить ее гарнизон; устроить и вооружить артиллерийские батареи на островах дельты Северной Двины; построить гребные, вооруженные пушками канонерские лодки для прикрытия батарей и укомплекто- Список русских военных судов с 1668 по 1860 год / под ред. Ф. Ф. Веселаго. СПб., 1872. Архангельский исследователь В. А. Пальмин в своей диссертации и публикациях при­ водит более конкретные цифры за 1734-1852 гг.: вАрхангельском адмиралтействе - 225 ко­ раблей и фрегатов; на верфях Санкт-Петербурга соответственно - 148. См., например: Пальмин В. А. Военно-морское судостроение на Севере России в эпоху парусного флота. Архангельск: Поморский ун-т, 2008. С. 174. Нам известно, что отдельные историки не впол­ не согласны с этими расчетами, не оспаривая, однако сути: Архангельское адмиралтейство в указанный период было действительно крупнейшим судостроительным предприятием Рос­ сии. 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz