Давыдов Р. А. Оборона города Колы в Крымскую войну в рапортах и воспоминаниях лейтенанта А. М. Бруннера // Исторические поселения севера Европы : Тринадцатые Феодоритовские чтения : материалы историко-краеведческой конференции / под ред. митрополита Митрофана (Баданина). – Апатиты : Издательство Кольского научного центра, 2021. – С. 26–63.

Р у с л а н А л е к с а н д р о в и ч ДАВЫДОВ «с древнейших времен до настоящего времени», опубликованном в 1860-х гг., обстоятельства появления у Колы в августе 1854 г. ан­ глийского парохода представлены следующим образом. «В середине августа капитан Омманей послал «Миранду» об­ следовать Колу (здесь и далее перевод мой. - Р. Д.). Это было место значительной политической важности, поскольку являлось столицей русской Лапландии; оно было сильно укреплено и защи­ щено гарнизоном. Капитан Омманей, несомненно, ожидал от капи­ тана Лайонса, что тот проведет лишь разведку на шлюпках, так как Кола лежала на тридцать миль вверх по небольшой реке того же названия (здесь и далее р. Колой - «river Kola» - в этом и других английских изданиях называли Кольский залив - Р. Д.), в которую ранее большие суда не проникали. Капитан Лайонс, однако, не за­ хотел ограничиваться одной лишь разведкой, если можно было сде­ лать большее. И хотя длина «Миранды» была около 220 футов, а осадка - 15 футов, он решил провести ее вверх по реке. Для человека, настроенного не замечать невозможного, невоз­ можного мало. Послав две шлюпки вперед, чтобы измерять глу­ бину, он на короткой дистанции следовал за ними. Во многих местах река была настолько узкой, и берега настолько крутыми, что хорошо размещенная там батарея могла бы поразить любое судно; но поскольку враг никогда и не мечтал о необходимости такой за­ щиты ', дерзкое судно через день оказалось в пределах двух миль от города. На следующее утро капитан Лайонс изучил Колу и ее оборони­ тельные сооружения с вершины мачты. Увидев хорошо защищенную частоколом батарею и возвышающиеся над рекой постройки с бой­ ницами для ружейного огня, он решил не использовать для атаки шлюпки, а подвести корвет к городу. Так началось плавание по реке, настолько трудное из-за ее естественной извилистости и сильных течений, что за целый день удалось продвинуться лишь на одну и три четверти мили. Но без решительности и настойчивости его капитана, превосходно поддерживаемого рвением команды, даже этот результат не мог бы быть достигнут. Как было отмечено выше, А. М. Бруннер как раз хотел устроить там батарею, но не успел. 48

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz