Циркунов, И. Б. Феномен урбанизации Кольского залива и проблемы тафологии // Ученые записки МГПУ. Биологические науки / [науч. ред. Н. В. Василевская]. – Мурманск, 2006. - Вып. 2 - С. 7-10.
новые жилые микрорайоны как бы окружают, а иногда и поглощают кладбища, Мурманск «затоптал» свои старые захоронения. Одно из них на склоне сопки, на которой высится школа № 1. Другое кладбище в районе так называемого Планерного поля. Братская могила в самом центре города - у Художественного музея. Еще одно кладбище, по дороге на Промзону, - мемориальное, постепенно за бываемое, теперь в черте города. На этом кладбище уже давно не хоронят, но этому комплексу повезло больше, чем другим кладбищам. Здесь стоят ухоженные памятники и надгробья на военных захороне ниях. Хотя на каждом из мест захоронений есть военные погребения. Действующее городское кладбище разрослось, полезло вверх, по сопке. Но до сих пор нет своей, хоть небольшой, прикладбищенской церк ви или часовни. Нет решения тяжелой транспортной проблемы, которая возникает всякий раз, когда на чинаются большие религиозные праздники и буквально толпы мурманчан отправляются почтить своих усопших родственников. Еще один вид кладбищ - корабельные - по берегам залива, а некоторые из них даже в черте го рода стали неотъемлемой частью ландшафта. На побережье залива таких кладбищ насчитывается 13. На территории и вблизи города Мурманска 3 корабельных кладбища: Южное - 16 судов, Зеленый мыс - 12, Лавна - 17. В районе Белокаменки - Мишуково-Куланга - 22 судна, в Белокаменке - 8, на про тивоположном берегу - 12. У Североморска - 3, в Ретинском - 22. В Тюва-губе - 9, Ручьи - 10, около Полярного - 5, Незаметная - 12, в Сайда-губе - 26. Итого на побережье залива - 174 брошенных судна и 13 корабельных свалок, которые загрязняют залив остатками топлива, тяжелыми металлами [9]. Кроме этого, и на дне Кольского залива покоится не один корабль. С 1966 по 1986 гг. в Коль ском заливе произошло 38 аварий и аварийных происшествий. Самый тяжелый случай произошел в 1966 г., когда на входе в залив затонул вместе с экипажем средний рыболовный траулер (С РТ -5235). В 1972 г. во время сильного урагана в акватории торгового порта затонуло учебное судно «Компас» - обошлось без жертв [8]. А сколько судов утонуло в заливе до 1966 г.? Большой город оставляет после себя много мусора. Мусоросжигательный завод, который при шел на смену городской свалке, не решил и не мог решить всех проблем с переработкой отходов. Постепенно этот завод стал городской проблемой. В 2001 году Мурманск сбросил в Кольский залив 51,8 миллиона кубометров неочищенных сточных вод [7]. Город Кола добавил к этому 1,6 млн кубометров [7]. Через канализационную систему только двух этих городов попало в залив, осело на его дне или вы несено течением в Баренцево море 27 тыс. тонн загрязняющих веществ. Причина видится в том, что Мурманск, как и Владивосток, - единственные в России областные центры, где нет очистных сооружений. Без малого 20 лет как заморожена постройка очистных сооружений. Остаются безнаказанными действия кораблей ВМФ , которые сбрасывают нечистоты, грязь и ма зут за борт. Промышленные отходы, которые образуются во время обслуживания морских судов, также попадают в воды залива. В сё это, безусловно, пагубно сказывается на состоянии окружающей среды и самосознании человека. Мы не будем специально останавливаться на вопросах обращения с отработанным ядерным топливом (ОЯТ) и радиоактивными отходами (РАО), т.к. это самостоятельная проблема, требующая особого рассмотрения. Никто уже не удивляется тому, что в бюджетах городов Кольской группы нет средств для решения этих сложных экологических задач. Но способ решения уже был предложен - это создание городской, а лучше областной страховой компании по экологическому страхованию промышленных и административных объектов, расположенных на побережье Кольского залива [4]. Литература 1. Основные итоги Всероссийской переписи населения 20 0 2 года в Мурманской области /Федеральная служба государственной статистики / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области. - Мурманск, 2004. - 50 с. 2. Циркунов И.Б. Социология Арктики как направление региональной социологии: постановка пробле мы // Мурманская область: вопросы и ответы. - Мурманск, 1989. - Вып. 6 / Сост. В . Марарица. - С. 7 7 -7 9 . 3. Циркунов И.Б. История развития цивилизации в арктической зоне //Учебно-тематические планы. - Мурманск: МВИМУ , 1 9 9 1 .- С . 40. 4. Циркунов И. Б. Развитие локального регионального страхового рынка на примере Мурманской об ласти: Автореферат д и с .... канд. эконом, наук. - Апатиты, 1995. - 22 с. 5. Циркунов И. Б. Процесс урбанизации на побережье Кольского залива: постановка проблемы //Наука и бизнес на Мурмане. - 2 0 0 1 . -№ 2 . - С . 6 1 -6 4 . 6. Численность и миграция населения Мурманской области, 2003 / Государственный комитет Россий ской Федерации по статистике; Мурм. обл. ком. гос. статистики. - Мурманск, 2004. - 24 с. 7. Мурманский вестник. - 2002. - 24 янв. 9
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz