Циркунов, И. Б. Феномен урбанизации Кольского залива и проблемы тафологии // Ученые записки МГПУ. Биологические науки / [науч. ред. Н. В. Василевская]. – Мурманск, 2006. - Вып. 2 - С. 7-10.

новые жилые микрорайоны как бы окружают, а иногда и поглощают кладбища, Мурманск «затоптал» свои старые захоронения. Одно из них на склоне сопки, на которой высится школа № 1. Другое кладбище в районе так называемого Планерного поля. Братская могила в самом центре города - у Художественного музея. Еще одно кладбище, по дороге на Промзону, - мемориальное, постепенно за­ бываемое, теперь в черте города. На этом кладбище уже давно не хоронят, но этому комплексу повезло больше, чем другим кладбищам. Здесь стоят ухоженные памятники и надгробья на военных захороне­ ниях. Хотя на каждом из мест захоронений есть военные погребения. Действующее городское кладбище разрослось, полезло вверх, по сопке. Но до сих пор нет своей, хоть небольшой, прикладбищенской церк­ ви или часовни. Нет решения тяжелой транспортной проблемы, которая возникает всякий раз, когда на­ чинаются большие религиозные праздники и буквально толпы мурманчан отправляются почтить своих усопших родственников. Еще один вид кладбищ - корабельные - по берегам залива, а некоторые из них даже в черте го­ рода стали неотъемлемой частью ландшафта. На побережье залива таких кладбищ насчитывается 13. На территории и вблизи города Мурманска 3 корабельных кладбища: Южное - 16 судов, Зеленый мыс - 12, Лавна - 17. В районе Белокаменки - Мишуково-Куланга - 22 судна, в Белокаменке - 8, на про­ тивоположном берегу - 12. У Североморска - 3, в Ретинском - 22. В Тюва-губе - 9, Ручьи - 10, около Полярного - 5, Незаметная - 12, в Сайда-губе - 26. Итого на побережье залива - 174 брошенных судна и 13 корабельных свалок, которые загрязняют залив остатками топлива, тяжелыми металлами [9]. Кроме этого, и на дне Кольского залива покоится не один корабль. С 1966 по 1986 гг. в Коль­ ском заливе произошло 38 аварий и аварийных происшествий. Самый тяжелый случай произошел в 1966 г., когда на входе в залив затонул вместе с экипажем средний рыболовный траулер (С РТ -5235). В 1972 г. во время сильного урагана в акватории торгового порта затонуло учебное судно «Компас» - обошлось без жертв [8]. А сколько судов утонуло в заливе до 1966 г.? Большой город оставляет после себя много мусора. Мусоросжигательный завод, который при­ шел на смену городской свалке, не решил и не мог решить всех проблем с переработкой отходов. Постепенно этот завод стал городской проблемой. В 2001 году Мурманск сбросил в Кольский залив 51,8 миллиона кубометров неочищенных сточных вод [7]. Город Кола добавил к этому 1,6 млн кубометров [7]. Через канализационную систему только двух этих городов попало в залив, осело на его дне или вы­ несено течением в Баренцево море 27 тыс. тонн загрязняющих веществ. Причина видится в том, что Мурманск, как и Владивосток, - единственные в России областные центры, где нет очистных сооружений. Без малого 20 лет как заморожена постройка очистных сооружений. Остаются безнаказанными действия кораблей ВМФ , которые сбрасывают нечистоты, грязь и ма­ зут за борт. Промышленные отходы, которые образуются во время обслуживания морских судов, также попадают в воды залива. В сё это, безусловно, пагубно сказывается на состоянии окружающей среды и самосознании человека. Мы не будем специально останавливаться на вопросах обращения с отработанным ядерным топливом (ОЯТ) и радиоактивными отходами (РАО), т.к. это самостоятельная проблема, требующая особого рассмотрения. Никто уже не удивляется тому, что в бюджетах городов Кольской группы нет средств для решения этих сложных экологических задач. Но способ решения уже был предложен - это создание городской, а лучше областной страховой компании по экологическому страхованию промышленных и административных объектов, расположенных на побережье Кольского залива [4]. Литература 1. Основные итоги Всероссийской переписи населения 20 0 2 года в Мурманской области /Федеральная служба государственной статистики / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области. - Мурманск, 2004. - 50 с. 2. Циркунов И.Б. Социология Арктики как направление региональной социологии: постановка пробле­ мы // Мурманская область: вопросы и ответы. - Мурманск, 1989. - Вып. 6 / Сост. В . Марарица. - С. 7 7 -7 9 . 3. Циркунов И.Б. История развития цивилизации в арктической зоне //Учебно-тематические планы. - Мурманск: МВИМУ , 1 9 9 1 .- С . 40. 4. Циркунов И. Б. Развитие локального регионального страхового рынка на примере Мурманской об­ ласти: Автореферат д и с .... канд. эконом, наук. - Апатиты, 1995. - 22 с. 5. Циркунов И. Б. Процесс урбанизации на побережье Кольского залива: постановка проблемы //Наука и бизнес на Мурмане. - 2 0 0 1 . -№ 2 . - С . 6 1 -6 4 . 6. Численность и миграция населения Мурманской области, 2003 / Государственный комитет Россий­ ской Федерации по статистике; Мурм. обл. ком. гос. статистики. - Мурманск, 2004. - 24 с. 7. Мурманский вестник. - 2002. - 24 янв. 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz