Циркунов И. Б. Скальдические и эддические формы стихосложения в сборнике стихотворений «Флейта» мурманского поэта Андрея Анипко // Северный текст русской литературы : сборник : [доклады Международной научной конференции / САФУ ; сост., отв. ред.: Е. Ш. Галимова]. – Архангельск, 2018. – Вып. 4 : Структура и контекст. - С. 251-256.

При этом, на наш взгляд, ассоциативная связь стихотворений Андрея Апипко с нордической поэтической традицией не сводится только к сбли­ жению со скальдической поэзией, в каком-то отношении его стихи соотно­ сятся и с поэзией эддической. Процитированный ноктюрн № 1 соотносится с эддической поэзией мифопоэтическим характером образности, смысловой насыщенностью. В ряде других стихотворений сборника «Флейта» также можно уви­ деть черты эддической и скальдической поэзии. Так, стихотворение «Таких озёр - ни у кого на свете...»4 очень похоже на флокк. Флокк - это форма хвалебной песни, состоящая из цикла вис, и отличающаяся от драпы отсут­ ствием строгого деления на отдельные разделы, соединённые стевом (ре­ френ или припев). Яркими, неожиданными, выразительными образами воспевает поэт свой сумрачный суровый край, невиданные, каких «ни у ко­ го на свете» озёра, заполярный город, где «в горлышко залива' вливается неистовая Кола...», открыто проявляя свою «любовь к арктическим широ­ там, / где солнце абрикосовым сиропом / на облачных лоснится жеребя­ тах». Главное, Андрей Анипко смог уловить и передать звучанием стихотво­ рения - размером и мелодическим рисунком - особый ритм Севера, а точ­ ными выразительными образами («сучья крошечных растений», «кровли плоские» домов, «город-гостиница») - мурманский дух. В заключении обратим внимание на ещё один скальдический приём - хейти, т. е. поэтическое иносказание, основанное на метафорических ассо­ циациях. В стихотворении «Небо смято грубой рукавицей..,»5 поэту удаётся создать метафорическую локализацию или хейти Мурмана - «заполярная Палестина». Завершая анализ некоторых особенностей поэзии Андрея Анипко, предложим гипотетическое объяснение происхождения скандинавских поэ­ тических приёмов в творчестве современного русского поэта. Зная личность Андрея Анипко, уровень его неформального образования и культуры, язы­ ковой и поэтической подготовки, можно предположить филиационное про­ исхождение его интереса к скандинавским приёмам стихосложения. Вполне возможна прямая связь между его знанием скандинавских языков и культу­ ры, мурманскими краеведческими интересами и скальдическими и эддиче- скими приёмами стихосложения. Свою способность к версификации Андрей продемонстрировал ещё в сборнике стихотворений «Увертюра», изданном в Мурманске в 2002 году. Однако «Флейта» свободна от какой-либо подража­ тельности, в этом сборнике виден собственный стиль, главная тема творче­ ства автора и его поэтическое подношение родному городу. В Мурманске активно идёт процесс создания своего городского текста (о его включённости в Северный литературный сверхтекст и характере их 4Там же. С. 33 5Там же. С. 25 255

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz