Циркунов И. Б. Скальдические и эддические формы стихосложения в сборнике стихотворений «Флейта» мурманского поэта Андрея Анипко // Северный текст русской литературы : сборник : [доклады Международной научной конференции / САФУ ; сост., отв. ред.: Е. Ш. Галимова]. – Архангельск, 2018. – Вып. 4 : Структура и контекст. - С. 251-256.

Екатерина. Особую роль в становлении Андрея Анипко как поэта и откры­ тия его читателям сыграла Людмила Львовна Иванова (23. 11. 1954 — 05. 10. 2017), кандидат филологических наук, доцент Мурманского аркти­ ческого государственного университета. Трудно переоценить ту помощь, которую оказала Людмила Львовна при подготовке к изданию сборника стихотворений «Флейта» (2015). Выпуску этой книги предшествовала её большая и кропотливая работа с молодым талантливым автором, в том чис­ ле и на театральном поприще. Следует заметить, что Людмила Иванова бы­ ла единственным признанным профессиональным театральным критиком в Мурманске. На это обстоятельство важно обратить внимание в контексте исследования Северного текста и процесса возникновения сегмента этого сверхтекста —Мурманского текста. В своей книге Андрей раскрылся как наблюдательный горожанин, с теплотой пишущий о родном городе и крае, как тонкий лирик и глубокий философ, размышляющий на тему любви и смерти. Сборник «Флейта» интересен во многих отношениях, в том числе и в связи с осмыслением его в контексте Северного текста русской литературы. Во-первых, его создатель является на сегодняшний день единственным мурманским поэтом, который родился в Мурманске, умер в Мурманске и писал о Мурманске. Конечно, в Мурманске жили и работали многие мастера слова, среди которых были яркие, талантливые авторы. Поэты и писатели не только приезжали в творческие и служебные командировки на Крайний Се­ вер, но и жили и работали здесь подолгу, некоторые - до конца дней своих. Среди живших в Мурманске были северяне по рождению, но коренных мурманчан, кроме выдающегося поэта современности Николая Владимиро­ вича Колычева (24. 10. 1959 -06 .06 .2017 ), который умер не в областном центре, а в Кандалакше, не было никого. Андрей Анипко - первый коренной мурманский поэт, в Мурманске и оставшийся навсегда. Это обстоятельство, как представляется, может иметь значение для осмысления процесса формирования Мурманского текста и характеристики его создателей, тем более что складывающийся Мурманский текст ещё про­ ходит, образно говоря, «нулевой цикл» своего становления. Во-вторых, в сборнике «Флейта» значительное место занимают стихо­ творения, посвящённые городу Мурманску и Кольской земле, представлен­ ные в двух разделах - «Лапландском цикле» и «Ноктюрнах». Стихи о Мур­ манске, те поэтические образы Мурманска и его жителей, которые создаёт автор, также могут быть рассмотрены как одна из попыток (конечно, одна из многих) создания Мурманского текста. Основной приём создания поэтических образов города и мурманчан в стихах, вошедших в сборник, - это мифологизация, а основной способ эксп­ лицирования мифологических смыслов —метафора. Андрей Анипко свобод­ но владеет арсеналом сюжетов античной мифологии и с лёгкостью привле­ кает образы древнегреческих богов для создания мурманских мифологем. Однако поэт не ограничивается мифологией древних греков, средиземно­ 252

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz