Циркунов И.Б. Феноменологическая основа складывания арктического сверхтекста (на примере анализа рассказа Б. Блинова "Вершина Ян-Майена") // Северный текст русской литературы : [доклады Международной научной конференции / САФУ ; сост., отв. ред.: Е. Ш. Галимова]. – Архангельск, 2020. – Вып. 5 : Русский Север в системе точек зрения. - С. 74-80.

Русской земли после смерти великого князя Ярослава», памятнике русской литературы XIII века, по одной версии - Белое море, по другой - Ледовитый океан в целом назван «дышючим морем». Как видно, древнерусский автор тонко подметил особенность морских приливов арктических морей и нашёл очень выразительный эпитет —дышущий («дышючий»). Кстати, у Виктора Тимофеева (1940 —2015), мурманского поэта, есть стихотворение с названи­ ем «Дышит море» [7, с. 89-90]. Так, возможно, была обнаружена и обозначена энтелехия Арктики: не водная стихия и даже не воздушная, не мороз и не холод, а недостаток тепла, который может до последнего сохраняться в дыхании живого. Объяснение этой энтелехии простое. Все перечисленные виды стихий, мороз и холод — это не выдумка человека, а природные явления и состояния. А вот название «Арктика» - это слово, данное человеком, как и недостаток тепла, —это ощущение человека. Однако понятие «Арктика» наполнено естественнона­ учным знанием при ощутимом недостатке гуманитарного. Поэтому, с точки зрения эпистемологии, можно утверждать, что всё же Арктика равна воз­ душной стихии. Если энтелехия Арктики, может быть, недостаток тепла, то основная и естественная внетекстовая реальность, которую способны глубо­ ко прочувствовать и пережить поэты и прозаики, претворить её в образной ткани своих произведений и представить читателю - это воздушная стихия во множественности её проявлений. Наша гипотеза о том, что базовой, концептуально значимой феномено­ логической основой Арктического сверхтекста является воздушная стихия, требует подтверждения (или опровержения) дальнейшими исследованиями, как в подтверждении (или опровержении) нуждается и само предположение о том, что такой сверхтекст, формируемый текстами авторов многих регионов, и в значительной степени - людьми, постоянно живущими на Крайнем Севе­ ре, существует. ЛИТЕРАТУРА 1. Блинов Б. Н. Вершина Ян-Майена // Вершина Ян-Майена: Повесть и рассказы. Мур­ манск: Мурманское кн. изд-во, 1972. 176 с. 2. Галимова Е. Ш. Северный текст русской литературы: методология исследования // // Северный текст как логосная форма бытия Русского Севера: монография / сост., отв. ред. Е. Ш. Галимова, А. Г. Лошаков. Т. 1. Архангельск: ИМИДЖ-ПРЕСС, 2017. С. 9-26. 3. 'Захарова Н. Н. Описание Русского Севера и Сибири в английской литературе и журнали­ стике XVIII века // Северный и Сибирский тексты русской литературы: типологическое и уни­ кальное / сост., отв. ред. Е. III Галимова, А. Г. Лошаков. Архангельск: ИД САФУ. 2014. 386 с. 4. Лошаков А. Г. Сверхтекст: семантика, прагматика, типология / Автореф. дисс. ... докт. филол. наук: М., 2008. 50 с. 5. Лошаков А. Г. Сверхтекст и Северный текст русской литературы // Северный текст как логосная форма бытия Русского Севера: монография / сост., отв. ред. Е. Ш. Галимова, А. Г. Лошаков. Т. 1. Архангельск: ИМИДЖ-ПРЕСС, 2017. С. 26-57. 6. Мартова О. А. Петербургский квадрат: опыт мистической топографии. Мурманск: Кн. изд-во, 2010. 296 с. 7. Тимофеев, 2010. Тимофеев В. Л. Избранное. Стихотворения. Песни. Поэмы. Книга первая. Мурманск, 2010. 272 с. 8. Шлет Г. Г. Явление и смысл. Феноменология как основная наука и её проблемы // Шпет Г. Г Избранные труды / сост., вступ. ст. и коммент. Л. Г. Березовая. М., 2010. 856 с. 80

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz