Циркунов И.Б. Феноменологическая основа складывания арктического сверхтекста (на примере анализа рассказа Б. Блинова "Вершина Ян-Майена") // Северный текст русской литературы : [доклады Международной научной конференции / САФУ ; сост., отв. ред.: Е. Ш. Галимова]. – Архангельск, 2020. – Вып. 5 : Русский Север в системе точек зрения. - С. 74-80.

В нашей статье мы попытаемся затронуть тему, которая касается феноме­ нологической основы сверхтекста. На наш взгляд, герменевтическая феномено­ логия Густава Шпета, основанная на идеях Гуссерля и во многом предвосхи­ тившая открытия М. Хайдеггера, как нельзя лучше подходит для поиска и по­ нимания основы сверхтекста. В предлагаемой Шпетом методологии научного поиска объединены в единое целое герменевтика (с её функцией осмысления и интерпретации) и феноменология (как обнаружение смысла в различных его положениях). По мысли Г. Г. Шпета, «случайности фактов, “бытия в мире”, противостоит нечто, что характеризуется как необходимость сущности, как “бытие в идеи”, и мы можем соответственно говорить о науках идеальных, эй­ детических, или науках о сущностях в противоположность эмпирическим наукам, или науках о фактах... Принимая во внимание это разделение... вооб­ ще “факта” и “сущности”, - мы должны признать, что феноменология может быть только наукой о сущностях...» [8, с. 536]. Обращение к феномену Северного текста русской литературы и к иссле­ дованиям, посвящённым ему, привело нас к выводу, что одной из таких сущ­ ностей, оснований художественной картины мира, воплощённой в Северном тексте, является водная стихия. Один из ведущих исследователей Северного текста русской литературы Е. Ш. Галимова, характеризуя специфику этого сверхтекста, пишет: «Природу Северного текста русской литературы мы определяем не как суммарную сово­ купность произведений, посвящённых Русскому Северу, а именно как художе­ ственное единство более высокого уровня (сверхтекст), обладающее, при всей сложности своей структуры, целостностью, общностью мерцающих в глубине его сверхэмпирических высших смыслов». Отмечая, что «цельность такого многосоставного явления, как Северный текст русской литературы, обеспечи­ вается, прежде всего, его глубинным подтекстовым смыслом», Е. Ш. Галимова видит «сущность этого сверхэмпирического смысла» —«в восприятии Русско­ го Севера как мифопоэтического пространства, таящего в себе в “запечатлён­ ном” виде загадку русской жизни, русской истории, русской культуры, рус­ ской духовности, самой души Руси, а также тайну русского поэтического сло­ ва» [2, с. 21]. Исходя из наших задач - осмысления с помощью системного герменев­ тического подхода базовых основ сверхтекста, обратим внимание на то оби­ лие гидронимов, географических водных реалий, архетипических, символи­ ческих и мифопоэтических образов воды (морей, рек и пр.), которыми насы­ щена статья Е. Ш. Галимовой. Это и приведённая автором цитата из статьи Д. С. Лихачёва и В. Л. Янина, в которой упомянуты бассейны рек и сами ре­ ки, впадающие в Белое море, и водораздел Волга - Северная Двина, и Ледо­ витый океан; это и ссылка на слова Н. М. Теребихина о том, что Поморье - это душа России; это и описание Русского Севера Н. И. Тряпкиным, которо­ му видится, как «прекрасная Вычегда сливается с прекрасной Двиной» [2]. Е. Ш. Галимова предлагает обратить внимание на изучение составляющих художественной картины мира Северного текста, в том числе, и сквозных образов «прежде всего, архетипических - мифопоэтических и фольклорных 75

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz