Циркунов И.Б. Феноменологическая основа складывания арктического сверхтекста (на примере анализа рассказа Б. Блинова "Вершина Ян-Майена") // Северный текст русской литературы : [доклады Международной научной конференции / САФУ ; сост., отв. ред.: Е. Ш. Галимова]. – Архангельск, 2020. – Вып. 5 : Русский Север в системе точек зрения. - С. 74-80.
В нашей статье мы попытаемся затронуть тему, которая касается феноме нологической основы сверхтекста. На наш взгляд, герменевтическая феномено логия Густава Шпета, основанная на идеях Гуссерля и во многом предвосхи тившая открытия М. Хайдеггера, как нельзя лучше подходит для поиска и по нимания основы сверхтекста. В предлагаемой Шпетом методологии научного поиска объединены в единое целое герменевтика (с её функцией осмысления и интерпретации) и феноменология (как обнаружение смысла в различных его положениях). По мысли Г. Г. Шпета, «случайности фактов, “бытия в мире”, противостоит нечто, что характеризуется как необходимость сущности, как “бытие в идеи”, и мы можем соответственно говорить о науках идеальных, эй детических, или науках о сущностях в противоположность эмпирическим наукам, или науках о фактах... Принимая во внимание это разделение... вооб ще “факта” и “сущности”, - мы должны признать, что феноменология может быть только наукой о сущностях...» [8, с. 536]. Обращение к феномену Северного текста русской литературы и к иссле дованиям, посвящённым ему, привело нас к выводу, что одной из таких сущ ностей, оснований художественной картины мира, воплощённой в Северном тексте, является водная стихия. Один из ведущих исследователей Северного текста русской литературы Е. Ш. Галимова, характеризуя специфику этого сверхтекста, пишет: «Природу Северного текста русской литературы мы определяем не как суммарную сово купность произведений, посвящённых Русскому Северу, а именно как художе ственное единство более высокого уровня (сверхтекст), обладающее, при всей сложности своей структуры, целостностью, общностью мерцающих в глубине его сверхэмпирических высших смыслов». Отмечая, что «цельность такого многосоставного явления, как Северный текст русской литературы, обеспечи вается, прежде всего, его глубинным подтекстовым смыслом», Е. Ш. Галимова видит «сущность этого сверхэмпирического смысла» —«в восприятии Русско го Севера как мифопоэтического пространства, таящего в себе в “запечатлён ном” виде загадку русской жизни, русской истории, русской культуры, рус ской духовности, самой души Руси, а также тайну русского поэтического сло ва» [2, с. 21]. Исходя из наших задач - осмысления с помощью системного герменев тического подхода базовых основ сверхтекста, обратим внимание на то оби лие гидронимов, географических водных реалий, архетипических, символи ческих и мифопоэтических образов воды (морей, рек и пр.), которыми насы щена статья Е. Ш. Галимовой. Это и приведённая автором цитата из статьи Д. С. Лихачёва и В. Л. Янина, в которой упомянуты бассейны рек и сами ре ки, впадающие в Белое море, и водораздел Волга - Северная Двина, и Ледо витый океан; это и ссылка на слова Н. М. Теребихина о том, что Поморье - это душа России; это и описание Русского Севера Н. И. Тряпкиным, которо му видится, как «прекрасная Вычегда сливается с прекрасной Двиной» [2]. Е. Ш. Галимова предлагает обратить внимание на изучение составляющих художественной картины мира Северного текста, в том числе, и сквозных образов «прежде всего, архетипических - мифопоэтических и фольклорных 75
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz