Циркунов, И. Б. Новая научная парадигма и Арктическая доктрина России // Север и рынок. - 2008. - N 1 (20). - С. 20-26.
божественный Абсолют. А тут и до абстрактного пространства не далеко, тем более что на Бруно произвела сильное впечатление гелиоцентрическая теория Коперника. Используя слабость аксиомы о пространственной бесконечности, в новом научном знании появилось место для Бога - не христианского, другого, абстрактного. Ньютон, рассуждая о мире, рассуждал об абсолютном покое, об абсолютном движении, пришел к заключению, что вряд ли есть такое тело в мире, которое могло бы находиться в состоянии абсолютного покоя, и совсем невероятно, чтобы это тело находилось в состоянии равномерного движения. И при всем этом ньютоновская наука не может обойтись без этих понятий, хотя и не допускает возможность Абсолюта в реальном мире. Следовательно, ньютоновская наука весьма изящно в своем понимании реального мира делает мерой всех вещей не Человека, а Бога. Если таким образом в миропонимании появляется Абсолют, то вполне закономерно отпадает вопрос "почему?", но научное знание продолжает предлагать ответы, которые в основном отвечают на вопрос "как?" А это, в свою очередь, открывает простор для эксперимента и экспериментирования, чем так славится современная позитивистская наука. Поиск вероятностных ответов на первый позитивистский вопрос науки "как?" был фактическим отказом от каузальных вопросов. При этом науки не стало меньше, а, наоборот, открылись новые научные горизонты познания мира, где было возможно вероятностное моделирование. В XVII веке, как, впрочем, и сегодня, проблема божественного начала естественным образом возникает в научных дискуссиях. Каждый из исследователей самостоятельно решает эту проблему как основной вопрос философии и как опыт чувственного переживания: веры и неверия в Бога. Но, на наш взгляд, для исследователя важнее знать, что такое Бог не только как семантическое понятие, хотя и доля веры тоже должна или может присутствовать в научном знании. Знание бога, или знание о том, что бог есть, не может повредить ни богу, ни наблюдателю. Незнание бога, как нам кажется, имеет как позитивную, так и негативную окраску, которая выражается в том, что само незнание не вредит богу, но возможно, как и всякое другое незнание, может стать помехой наблюдателю. Насколько это незнание хорошо, удобно и продуктивно для наблюдателя, решать самому наблюдателю, и нам известна масса примеров, когда подобное незнание не мешало исследователю, но удерживало его в известных границах и на определенном уровне своего научного знания и научного развития. Исследователь может быть сравним с оглашенным, обремененным знанием, приближен к истине. При этом совершенно безразлично для самого знания и истины, верит ли этот исследователь в познанное или истину, к которой он приблизился. Оценка божественной составляющей для Декарта и Ньютона решалась в увязке с понятиями пространства и времени. Для Ньютона бог непознаваем, а пространство и время - бесконечно. Ньютон не услышал или не захотел услышать Декарта. Картезианское представление бога как раз объяснимо понятием "бесконечности", а новое - не древнегреческое - понимание пространства коррелирует с понятием "неопределенность". "Декарт... утверждал, что пространство - или, точнее, мир - является только неопределенным (indefini), в отличие от бога, единственно которого он рассматривал как бесконечного (mfrni)..." [3, с.225]. Декарт писал: ".относительно вещей, для которых, в известном смысле, не видим пределов, границ, не станем утверждать, что эти вещи бесконечны, но лишь будем считать их неопределенными. Так, не будучи в состоянии вообразить столь обширного протяжения, чтобы в то же время не мыслить возможности еще большего, мы скажем, что размеры возможных вещей неопределенны" [там же, с.260]. По Декарту, бесконечность сродни бытию, но не может быть отождествлена с пространством. Ньютон стал в оппозицию Декарту. Для Ньютона пространство - это не то же самое, что и тело. Бесконечность это не синоним совершенства. Ньютон предлагает свою систему доказательства бесконечности пространства. Рассматривая треугольник, увеличиваем один из углов основания. Вершина его будет непрерывно удаляться от основания до тех пор, пока стороны треугольника не станут параллельными, а расстояние до этой вершины, или точки пересечения сторон, окажется столь большим, что будет превосходить любое, даже известное или заданное значение. Ньютон, утверждая позитивный характер бесконечности, писал: "Если. кто-нибудь говорит, что мы представляем себе бесконечность лишь посредством отрицания пределов чего-то конечного и что это - отрицательное, т.е. не имеющее значения, понятие, то я это отрицаю. Совсем наоборот: это понятие предела содержит в себе отрицание и тем самым "бесконечность", так как оно, будучи отрицанием некоторого отрицания (т.е. конечного), будет словом, которое, одновременно принимая во внимание его собственный смысл и наше понимание, будет весьма позитивным, даже если грамматически оно 24
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz