Циркунов, И. Порья губа: опыт историко-социологических исследований // Наука и бизнес на Мурмане. - 1998. – N 6. - С. 61-86.

ПОМОРСКИЕ СЁЛА 76 И во всей этой круговерти вопросов и проблем не забывали поморы и о главном своем кор­ мильце—море. На очередном девятом съезде Советов Умбской волости, состоявшемся 11 де­ кабря 1924 года, острейшая дискуссия раз­ вернулась по вопросу использования заборов при ловле семги [36, л. 21]. Высказывались различные мнения отом, ловить ли семгу только в море, снимать ли только часть забора или забор не трогать. Делегат от Порьей Губы Петр Лопинцев высказывался за то, чтобы снять заборы совсем. Наэто ему возражали, указывая на то, что беднякам не на что будет жить, так как пока нет подсобного заработка. П. Лопинцев отстаивал своюточку зрения, говоря, что бедняки Умбы не лучше бедняков других деревень. В деревнях волости, где нет таких рек, как вУмбе, живут тем, что выделывают бочки-сельдянки. «А что, умбские бедняки разве не могут это де­ лать?» —закончил свое выступление Лопинцев [36, л. 24-26 ]. Жизнь порьегубцев в первые годы Советской власти не ограничиваласьтолько хозяйственной деятельностью. Остро стоял вопрос об откры­ тии сельской школы первой ступени. По имею­ щимся архивным данным школа в Порьей Губе была открыта 1 сентября 1913 года [44, л. 32]. Затем какой-то период школа не работала и первое упоминание о работе школы в советское время относится к 1921—1922 годам. Участие в работе школы принимало все порьегубское общество: помогали дровами, снабжали обувью детей из бедных семей, из волостных средств выделяли паек учителю, сторожу и детям [34, л. 11]. В январе 1925 года решением общего собрания граждан с. Порья Губа в пустующей избе была открыта изба-читальня. А в декабре 1925 года решено было открыть библиотеку при школе, избрав учителя заведующим биб­ лиотекой [37, л. 5, 10]. В ноябре 1925 года была налажена посто­ яннаятелефонная связьс волостным центром [49]. Содержание телефониста осуществлялось на средства общества. Новые социалистические веяния внесли коррективы не только в будни, но и в праздники. Кроме христианских праздников, появились и другие — трудовые. По случаю Первомая в Порьей Губе было организовано торжественное собрание, где решили: «Пройти поулице с мани­ фестацией и пением Третьего Интернационала [41, л. 28]. Первое десятилетие после Октябрьской ре­ волюции принесло большие свободы поморам Порьей Губы. Порьегубцы все больше стали ощущать независимость и ответственность. Но этот процесс начала тормозить сплошная коллективизация. Еще долгие годы жизнь села развивалась по инерции, полученной от им­ пульса кооперации, но... гибель была неиз­ бежна. КОЛХОЗНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В ПОРЬЕЙ ГУБЕ Процесс централизации и администриро­ вания постепенно охватывал все отрасли экономики. Это явление не обошло стороной и сельское хозяйство. Одним из плодов центра­ лизации можно считать примерный Устав ры­ бацкой артели, принятый в 1930 году [50, л. 37]. Примерный устав закреплял, юридически обосновывал процесс централизации, прони­ кающий в самые отдаленные и глухие деревни и села. «С переходом бытовых артелей на уставные (1925—1929) начинается новый этап колхозного движения на Мурмане» [20, с. 6]. Так, постепенно территориально-производ­ ственный принцип управления подменялся министерским принципом, или структурой министерств. Развитие хозяйственной структуры Порьей Губы как микромодель воспроизводит гло­ бальные процессы, происходившие в стране. В Порьей Губе четко прослеживается развитие от бытовой артели («Трудовая» и «Беднота«) через «смешанный (интегральный) кооператив» к уставной рыбацкой артели «Красный Октябрь», которая по существу являлась в начале тридцатых годов рыболовецким колхозом. Такие терминологические преобразования внесли известную путаницу и отчасти исказили историческую справедливость в определении вопроса о возникновении первого колхоза на Кольском полуострове. О колхозе «Красный Октябрь» сведений очень мало и даже в работе Н. Г. Яковенко «Терский берег» наряду с неоднократными упомина­ ниями населенного пункта Порья Губа нет ни слова об этом колхозе. В этой книге дается совершенно четкое изложение того, что «в мае 1929 года в селе Кашкаранцы был организован первый на Кольском полуострове колхоз — «Передовик» [30, с. 66]. В работе А. А. Киселева «Родное Заполярье» осторожно говорится, что «один из первых колхозов Терского берега воз­ ник в мае 1929 года в Кашкаранцах»/'70, с. 235]. Географический словарь Кольского полу­ острова сообщает, что в Порьей Губе в 1927 го­ ду «...организован первый в Мурманской области рыболовецкий колхоз «Красный Ок­ тябрь»» [5, с. 80]. Такое явное противоречие заставило нас обратиться к архивным доку­ ментам. Прежде всего остановимся на терминах «колхоз» и «рыбацкая артель» с тем, чтобы не путать эти понятия и вдальнейшем это не вызы­ вало бы различных толкований. В документах 1930 года, «Красный Октябрь» неоднократно называется и рыбацкой артелью, и колхозом. Такое разночтение происходит потому, что, как указывалось в материалах XVI съезда ВКП(б), «основной формой колхоза на данной стадии является сельскохозяйственная артель» [12, с. 162]. Подтверждение этому можно найти и в пункте 1 примерного Устава рыбацкой артели: «Батраки, бедняки и середняки сел... добро­ вольно объединяются в рыбацкую артель, чтобы общими орудиями добычи и общим органи­ зованным трудом построить крупное коллек­ тивное хозяйство...» [50, л. 37]. В сводке для XVI съезда ВКП(б), заполненной 20 мая 1930 года, «Красный Октябрь» назван

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz