Циркунов, И. Б. Исследование культуры Лапландии // Наука и бизнес на Мурмане. - 2007. – N 5 (окт.). - С. 5-8.
7 И. Б. Циркуное. ИССЛЕДОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЛАПЛАНДИИ того, что он сложен и многослоен, как и любая культу ра другого народа, неоднороден. Неоднородность куль туры саамского народа определяется сложной струк турой территориального расселения этого народа и различиями социально-политического устройства стран проживания саамов. В этом значении для раз личных направлений лаппонистики неоднородными объектами исследования могут выступать и сама стра на расселения саамского народа — Лапландия, и сам народ — саамы. Можно привести некоторые характе ристики этих объектов исследований. Лапландия — территория проживания саамов, или «страна лаппов (саамов)» — Lapland, Lappish, Same Aednam (Самиедна), территориально объединяет се верные области Норвегии (Тромс, Финнмарк, частич но Норланд), крайний север Швеции и Финляндии, значительную часть Кольского полуострова в России (Мурманская область). Общая площадь Лапландии около 81 ООО кв. км. Лапландия как географическое название пришло из Швеции. В российской части — это территории саамских погостов в Понойской и Коль- ско-лопарской волостях. На картах XVIII века названи ем «Российская Лапландия» называли весь Кольский полуостров. Лапландия — это территория Кольского полуострова без русских волостей Терского берега (Ушаков, 2001). Коренной народ, проживающий на этой террито рии, у русских получил название «лопь». Лопь как древнерусское название саамского населения Коль ского Севера также не носило однородного характера. Были известны несколько больших племенных объе динений: Терская лопь проживала в восточной части Кольского полуострова; лопь Верхней земли прожи вала в центральной и западной части полуострова; Кончанская лопь обитала по реке Териберке до сопри косновения с норвежскими лопарями; Лешая, или Лесная лопь — в северной Карелии и к юго-западу от Кандалакши. Только со временем эти племенные на звания лопи вышли из употребления. Современное название этого арктического народа происходит от самоназвания— саамы. Сегодня саамы рассматриваются как титульная нация Крайнего Севера России, один из древнейших народов Север ной Европы. Саамы проживают в Норвегии (около 40 тыс. чел.), в Швеции (18 тыс. чел.), в Финляндии (4 тыс. чел) и в России на Кольском полуострове (не более 2 тыс. чел.). Саамский язык составляет от дельную подгруппу финно-угорской группы ураль ской семьи, распадается на ряд сильно разошедшихся диалектов. Языковое, диалектное различия усилива ются отличным вероисповеданием. Саамы в Сканди навии — в основном лютеране, в России — право славные. И хотя процесс христианизации саамского народа начался в XV—XVI веках, всё ещё сильны тра диции шаманизма. До XVII века основным занятием саамов была охо та и рыболовство. С XVII века начинает интенсивно развиваться оленеводство. Оленеводство становится основным видом деятельности для саамов, прожива ющих в горных областях. Традиционным остаётся морское рыболовство для саамов, проживающих в приморской зоне, а во внутренних областях основное занятие— речное и озёрное рыболовство в сочетании с охотой и пушным промыслом. Саамы Кольского по луострова сочетают занятие оленеводством с рыбо ловством и охотой. Значительная часть современных саамов прожива ет в городах и посёлках. Однако ещё сохранились тра диционные жилища. Традиционным переносным жилищем саамов Кольского полуострова является кувакса (коувакса)— шалаш из жердей, крытый летом мешковиной или брезентом, а зимой оленьими шку рами. К традиционным непереносным жилищам от носится вежа — постройка в форме четырёхгранной пирамиды из жердей, крытая дёрном, и пырт или тупа — зимнее жилище — срубная однокамерная по стройка с плоской, чуть наклонной крышей из дёрна. Национальную одежду носят немногие саамы и лишь во время праздников. Традиционная одежда са амов отличается яркими глубокими цветами, расши тая орнаментами и бисером. Обязательны головные уборы и удобная мягкая обувь из оленьих шкур. Традиционный рацион питания саамов зимой в основном состоял из оленьего мяса, алетом— из рыбы. Фольклор саамов включает в себя мифы, сказки и предания. Развита музыкальная культура, представ ленная йойками и лувтами. Сохраняются следы до христианских культов, что проявляется в поклонении духам, святым местам, священным камням-сейдам, продолжает развиваться шаманизм. Саамская культура развивается, развивается язык, саамская письменность, продолжается история саам ского народа. В этой связи лаппонистика сталкивается с интересным явлением. В узкой профессиональной среде учёных-лаппонистов появляются исследовате ли — представители саамского народа. Но уникаль ность этого явления усугубляется тем, что сам этот исследователь является ещё и одним из источников развития саамской культуры, в частности, саамской письменности. Речь идёт о ярчайшем представителе саамского народа, создателе саамской азбуки, кото рую по праву считают духовной матерью кольских саамов, — Александре Андреевне Антоновой. Александра Андреевна Антонова родилась 5 мая 1932 года в Териберской тундре (Большакова, 2002). Получив высшее педагогическое образование в Ленинградском институте имени А. И. Герцена, А. А. Антонова преподавала в Ловозере русский язык и литературу. В 1976 году было получено разрешение на преподавание родного ей саамского языка в началь ных классах. Тогда-то и выяснилось, что учебников нет на саамском языке, нет и азбуки. Попытки создания саамской письменности пред принимались и ранее. Одна из ранних попыток запи сать молитвы на саамском языке была предпринята в XVI веке Феодоритом Кольском — просветителе са
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz