Циркунов, И. Б. Исследование культуры Лапландии // Наука и бизнес на Мурмане. - 2007. – N 5 (окт.). - С. 5-8.

7 И. Б. Циркуное. ИССЛЕДОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЛАПЛАНДИИ того, что он сложен и многослоен, как и любая культу­ ра другого народа, неоднороден. Неоднородность куль­ туры саамского народа определяется сложной струк­ турой территориального расселения этого народа и различиями социально-политического устройства стран проживания саамов. В этом значении для раз­ личных направлений лаппонистики неоднородными объектами исследования могут выступать и сама стра­ на расселения саамского народа — Лапландия, и сам народ — саамы. Можно привести некоторые характе­ ристики этих объектов исследований. Лапландия — территория проживания саамов, или «страна лаппов (саамов)» — Lapland, Lappish, Same Aednam (Самиедна), территориально объединяет се­ верные области Норвегии (Тромс, Финнмарк, частич­ но Норланд), крайний север Швеции и Финляндии, значительную часть Кольского полуострова в России (Мурманская область). Общая площадь Лапландии около 81 ООО кв. км. Лапландия как географическое название пришло из Швеции. В российской части — это территории саамских погостов в Понойской и Коль- ско-лопарской волостях. На картах XVIII века названи­ ем «Российская Лапландия» называли весь Кольский полуостров. Лапландия — это территория Кольского полуострова без русских волостей Терского берега (Ушаков, 2001). Коренной народ, проживающий на этой террито­ рии, у русских получил название «лопь». Лопь как древнерусское название саамского населения Коль­ ского Севера также не носило однородного характера. Были известны несколько больших племенных объе­ динений: Терская лопь проживала в восточной части Кольского полуострова; лопь Верхней земли прожи­ вала в центральной и западной части полуострова; Кончанская лопь обитала по реке Териберке до сопри­ косновения с норвежскими лопарями; Лешая, или Лесная лопь — в северной Карелии и к юго-западу от Кандалакши. Только со временем эти племенные на­ звания лопи вышли из употребления. Современное название этого арктического народа происходит от самоназвания— саамы. Сегодня саамы рассматриваются как титульная нация Крайнего Севера России, один из древнейших народов Север­ ной Европы. Саамы проживают в Норвегии (около 40 тыс. чел.), в Швеции (18 тыс. чел.), в Финляндии (4 тыс. чел) и в России на Кольском полуострове (не более 2 тыс. чел.). Саамский язык составляет от­ дельную подгруппу финно-угорской группы ураль­ ской семьи, распадается на ряд сильно разошедшихся диалектов. Языковое, диалектное различия усилива­ ются отличным вероисповеданием. Саамы в Сканди­ навии — в основном лютеране, в России — право­ славные. И хотя процесс христианизации саамского народа начался в XV—XVI веках, всё ещё сильны тра­ диции шаманизма. До XVII века основным занятием саамов была охо­ та и рыболовство. С XVII века начинает интенсивно развиваться оленеводство. Оленеводство становится основным видом деятельности для саамов, прожива­ ющих в горных областях. Традиционным остаётся морское рыболовство для саамов, проживающих в приморской зоне, а во внутренних областях основное занятие— речное и озёрное рыболовство в сочетании с охотой и пушным промыслом. Саамы Кольского по­ луострова сочетают занятие оленеводством с рыбо­ ловством и охотой. Значительная часть современных саамов прожива­ ет в городах и посёлках. Однако ещё сохранились тра­ диционные жилища. Традиционным переносным жилищем саамов Кольского полуострова является кувакса (коувакса)— шалаш из жердей, крытый летом мешковиной или брезентом, а зимой оленьими шку­ рами. К традиционным непереносным жилищам от­ носится вежа — постройка в форме четырёхгранной пирамиды из жердей, крытая дёрном, и пырт или тупа — зимнее жилище — срубная однокамерная по­ стройка с плоской, чуть наклонной крышей из дёрна. Национальную одежду носят немногие саамы и лишь во время праздников. Традиционная одежда са­ амов отличается яркими глубокими цветами, расши­ тая орнаментами и бисером. Обязательны головные уборы и удобная мягкая обувь из оленьих шкур. Традиционный рацион питания саамов зимой в основном состоял из оленьего мяса, алетом— из рыбы. Фольклор саамов включает в себя мифы, сказки и предания. Развита музыкальная культура, представ­ ленная йойками и лувтами. Сохраняются следы до­ христианских культов, что проявляется в поклонении духам, святым местам, священным камням-сейдам, продолжает развиваться шаманизм. Саамская культура развивается, развивается язык, саамская письменность, продолжается история саам­ ского народа. В этой связи лаппонистика сталкивается с интересным явлением. В узкой профессиональной среде учёных-лаппонистов появляются исследовате­ ли — представители саамского народа. Но уникаль­ ность этого явления усугубляется тем, что сам этот исследователь является ещё и одним из источников развития саамской культуры, в частности, саамской письменности. Речь идёт о ярчайшем представителе саамского народа, создателе саамской азбуки, кото­ рую по праву считают духовной матерью кольских саамов, — Александре Андреевне Антоновой. Александра Андреевна Антонова родилась 5 мая 1932 года в Териберской тундре (Большакова, 2002). Получив высшее педагогическое образование в Ленинградском институте имени А. И. Герцена, А. А. Антонова преподавала в Ловозере русский язык и литературу. В 1976 году было получено разрешение на преподавание родного ей саамского языка в началь­ ных классах. Тогда-то и выяснилось, что учебников нет на саамском языке, нет и азбуки. Попытки создания саамской письменности пред­ принимались и ранее. Одна из ранних попыток запи­ сать молитвы на саамском языке была предпринята в XVI веке Феодоритом Кольском — просветителе са­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz