Циркунов, И. Б. Исследование культуры Лапландии // Наука и бизнес на Мурмане. - 2007. – N 5 (окт.). - С. 5-8.

КУЛЬТУРА СААМСКОГО НАРОДА 6 ции Иоганна (Йоханнеса) Граана, который имел са­ амские корни, и под покровительством канцлера Шве­ ции Магнуса Габриэля де ла Гарди Шеффер присту­ пил к работам по всеобъемлющему описанию земли и народа Лапландии. В 1673 году Иоганн Шеффер из­ дал книгу «Лаппония», которая стала широко извест­ на в Европе и положила начало научному направле­ нию по изучению саамского народа— «лаппонистике». «Лаппония» после первой публикации на латин­ ском языке в 1673 году во Франкфурте-на-Майне, хотя на фронтисписе был выгравирован 1674 год, была пе­ реведена на многие европейские языки. В 1674 году «Лаппония» была издана на английском языке, в 1675 году — на немецком, в 1678-м — на французском, а в 1682-м — на голландском. «Лаппония» ещё неоднок­ ратно переиздавалась и была переведена на другие европейские языки. Однако на русском языке эта кни­ га в свет так и не вышла. В 30-е годы советским учё­ ным В. С. Золотиловым был выполнен перевод этого классического труда на русский язык, но, к сожале­ нию, так и не издан. Существует мнение, что перевод Золотилова неточный, era не признакп академическим, наверное, поэтому книга до сих пор не опубликована. В 50-е гады Академия наук СССР принимала решение об издании «Лаппонии», но на русском языке эта кни­ га так и не появилась. Иоганн Шеффер скончался в 1679 году. Шеффер пробыл на службе у шведского государства более 30 лет и оставил значительный след в истории госу­ дарственности и культуры Швеции. Но главное, что было сделано этим исследователем, — он открыл це­ лое направление по комплексному изучению саамско­ го народа с позиций различных научных дисциплин: истории, лингвистики, филологии, этнографии, куль­ турологии и некоторых других. Это комплексное на­ правление по изучению саамского народа именуют «лаппонистикой», по названию первой научной рабо­ ты, исследующей жизнь и быт саамов. Кстати, о названии и содержании этой науки. Как мы уже отмечали, это научное направление имеет не­ сколько названий. Более благозвучной нам представ­ ляется название «лаппонистика». Лаппонистика звучит несколько академичней, чем лопаристика. Название «лопаристика» происходит от уничижитель­ ного названия саамского народа— лопарь. Несомнен­ но, такое название не может нравиться представите­ лям саамского народа и в наше время вряд ли может звучать политкорректно. Важно отметить, что лаппонистика как самостоя­ тельное направление научных исследований концент­ рировало своё внимание на изучении особенностей языка, фольклора и некоторых других культурных особенностей саамского народа. Значителен вклад этнографов и историков в развитие лаппонистики. Но нам представляется, что лингвистическое направле­ ние, изучение фольклора, устного народного творче­ ства было и остаётся превалирующим. IOANNIS SCHEFFERI A R G E N T O R A T E N S IS l a p p o n i a Id c it , r e g i o n i s l a p p o n u m ET G E N T I S NOV A ET V E R I S S I MA D E S C R I P T I O . In qui TTtultA Dc origine, fuperftitione, facrismagicis, \ iftu,cultu,negociis Lapponum , item Anim alium , mc- tallorum quc indole, c\ux in tcrris corum provcniunt, haftcnus incognita freduntur, & (uorubmadjtihi cum емгл illuflrintHr. I R ^JN C O fV H _ T l Ex Officin» C H R I S T I A N I W O L F F I I Typis J O A N N I S A N D R E W . A N N O U. DC. I X X I I I . И. Шеффер «Лаппония» Исследование языка, истории, жизни и быта саам­ ского народа практически не прерывалось и продол­ жается в наше время. Среди учёных и специалистов по археологии, истории, этнографии, языку и литера­ туре, географии, демографии и экономики, антропо­ логии и медицине изучением саамского народа зани­ маются исследователи-краеведы. За весь период исследования саамского народа, со времени выхода классического исследования «Лаппонии», сложилось целое научное сообщество лаппонистов. Правда, это научное сообщество не смогло создать школу преемст­ венности, систему стандартного обучения и подготов­ ки специалистов. Но те специалисты и исследователи, которые профессионально занимались и занимаются лаппонистикой, самостоятельно осваивали лучшие методы и направления исследовательской работы в деле изучения языка, истории, жизни и быта саамско­ го народа. Среди наиболее известных русских и совет­ ских исследователей саамского народа можно выде­ лить Н. Н. Харузина, В. К. Алымова, Д. А. Золотарёва, В. В. Чарнолуского, Н. Н. Волкова, Н. Н. Турину, Ю. А. Савватеева, В. Я. Шумкина, Т. В. Лукьянченко, П. Ф. Ушакова, А. А. Киселёва, Т. А. Киселёву, 3. Е. Ч ернякова, Г. М. Керта, А. А. Антонову, В. В. Сорокажердьева, Н. П. Большакову. Сложность исследования культуры саамского на­ рода заключается в том, что этот феномен, помимо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz