Циркунов, И. Б. Геройский корабль // Наука и бизнес на Мурмане. - 2002. - N 5 (окт.). - С. 14-16.

15 И. Б. Циркунов. ГЕРОЙСКИЙ КОРАБЛЬ академика А. Ф. Трешникова «Их именами назва­ ны корабли науки» (Л., 1984) есть несколько теп­ лых строк о э/с «Николай Книпович». А военная судьба бота представлена в ней трагическим финалом: «Экспедиционное судно “ Книпович” затонуло во время войны в Баренцевом море». Аналогичные сведения можно найти и в воспо­ минаниях академика Е. М. Крепса «О прожитом и пережитом» (М., 1989). «“Николай Книпович” был геройский корабль, несмотря на свои малые раз­ меры. Он имел неограниченный район плавания, ходил на Шпицберген, на Землю Франца-Иосифа, на нем можно было смело пуститься в кругосвет­ ное плавание. Он проплавал до Великой Отече­ ственной войны и погиб во время бомбардиров­ ки его фашистами». Из авторитетных источников нам известно, что «Николай Книпович» ходил в море вплоть до 1959 года, а затем был списан. «Николай Книпович» лежал на берегу Кольского залива до 1987 года, пока не был поднят и отправлен на реставрацию. Поиск документальных материалов по воен­ ной истории бота «Н. Книпович» был осложнён тем, что не было точно известно военное наиме­ нование судна. Лишь в 1988 году, когда вышел в свет справочник С. С. Бережного «Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945» (М., 1988), удалось обна­ ружить его наименование в годы войны. В спра­ вочнике значилось: «№ 503 (до 29.9.1941 и с 29.3.1944 — Книпович). Бывш. дрифтер Главсев- госрыбтреста НКРП...» Хотя характеристики, приводимые С. С. Береж­ ным относительно «Н. Книповича», грешат неточ­ ностями, главное было достигнуто — установлено военное наименование судна — СКА-503. Воен­ но-морской архив в Гатчине, несмотря на секрет­ ность материалов и сложную процедуру оформ­ ления допуска, позволил приоткрыть ещё одну тайну времён Великой Отечественной войны и установить истинный ход событий в боевой судь­ бе корабля и его экипажа. «Николай Книпович» как вспомогательное суд­ но числился в составе Беломорской военной фло­ тилии с июля 1941 года. В августе «Н. Книпович» был вооружен и переклассифицирован в сторо­ жевой катер (СКА). Вооружение СКА-503 было минимальным — одно 45-мм орудие и один 7,62-мм пулемет. Но в отличие от других сторожевых ка­ теров СКА-503 имел на борту гидроакустическую аппаратуру, которая была установлена на «Н. Книповиче» для проведения научно-исследо- вательских работ. Наличие гидроакустической установки на СКА-503 позволяло ему выполнять особые задания по проводке транспортов и тра­ лению фарватера. Это техническое преимуще­ ство значительно расширяло функции СКА-503 для проведения военных операций и несения боевых дежурств по охране внешних и внутрен­ них коммуникаций. В ноябре 1941-го СКА-503 вошел в состав 2-го дивизиона сторожевых катеров Иокангской военно-морской базы. Боевые дежурства сменя­ ли одно другое. Траление фарватера, боевое ох­ ранение транспортов, доставка грузов на стан­ ции зимовщиков были обычной работой экипажа Н. М. Книпович СКА-503 в войне на Баренцевом море. Если су­ довой двигатель называют сердцем корабля, то экипаж — это его душа. Экипаж СКА-503 отличался мужеством и верой в победу. Команда СКА-503 состояла из 17 человек. Выполняя боевые задания в годы войны, неболь­ шой коллектив сторожевика проявил стойкость и профессионализм. Бессменным командиром корабля был Федор Павлович Кузнецов, 1909 года рождения, член ВКП(б), лейтенант, кавалер двух орденов Красной Звезды. Под его командованием СКА-503 за время войны прошел 32 ООО миль, уничтожил 7 мин, отконвоировал 6 барж с горючим, им было протралено 162 мили, доставлено груза — бое­ припасов и продовольствия — 520 тонн. Особен­ но слаженно экипаж катера действовал, ведя бои с фашистской авиацией. 22 мая 1942 года СКА-503 сопровождал транс­ порт «Леонид Красин». Одновременно с провод­ кой транспорта сторожевой катер вел траление. Неожиданно корабли были атакованы двенадца­ тью Ю-88. Завязался бой. Скорость и бомбы против мужества и хладнокровия советских мо­ ряков... Неоднократные попытки «юнкерсов» бом­ бовыми ударами потопить корабли были предот­ вращены мастерскими действиями экипажей судов. СКА-503 умело уклонялся от прямого по­ падания авиабомб, но повреждения все-таки по­ лучил. От разрывов бомб вблизи катера корпус корабля получил течь, из строя вышел вспомога­ тельный двигатель. Сторожевой катер остался без света. Героическими усилиями экипажа ата­ ка вражеской авиации была отбита. СКА-503 выполнил боевую задачу — сопровождаемый им транспорт благополучно пришел на базу. 28 мая 1942 года произошел еще один не ме­ нее ожесточенный бой с фашистской авиацией. СКА-503 вел траление фарватера. Шесть Ю-88 атаковали сторожевик. Опять неравный бой, бой, который СКА-503 принял и не проиграл. Удачно

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz