Циркунов, И. Б. Геройский корабль // Наука и бизнес на Мурмане. - 2002. - N 5 (окт.). - С. 14-16.
15 И. Б. Циркунов. ГЕРОЙСКИЙ КОРАБЛЬ академика А. Ф. Трешникова «Их именами назва ны корабли науки» (Л., 1984) есть несколько теп лых строк о э/с «Николай Книпович». А военная судьба бота представлена в ней трагическим финалом: «Экспедиционное судно “ Книпович” затонуло во время войны в Баренцевом море». Аналогичные сведения можно найти и в воспо минаниях академика Е. М. Крепса «О прожитом и пережитом» (М., 1989). «“Николай Книпович” был геройский корабль, несмотря на свои малые раз меры. Он имел неограниченный район плавания, ходил на Шпицберген, на Землю Франца-Иосифа, на нем можно было смело пуститься в кругосвет ное плавание. Он проплавал до Великой Отече ственной войны и погиб во время бомбардиров ки его фашистами». Из авторитетных источников нам известно, что «Николай Книпович» ходил в море вплоть до 1959 года, а затем был списан. «Николай Книпович» лежал на берегу Кольского залива до 1987 года, пока не был поднят и отправлен на реставрацию. Поиск документальных материалов по воен ной истории бота «Н. Книпович» был осложнён тем, что не было точно известно военное наиме нование судна. Лишь в 1988 году, когда вышел в свет справочник С. С. Бережного «Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945» (М., 1988), удалось обна ружить его наименование в годы войны. В спра вочнике значилось: «№ 503 (до 29.9.1941 и с 29.3.1944 — Книпович). Бывш. дрифтер Главсев- госрыбтреста НКРП...» Хотя характеристики, приводимые С. С. Береж ным относительно «Н. Книповича», грешат неточ ностями, главное было достигнуто — установлено военное наименование судна — СКА-503. Воен но-морской архив в Гатчине, несмотря на секрет ность материалов и сложную процедуру оформ ления допуска, позволил приоткрыть ещё одну тайну времён Великой Отечественной войны и установить истинный ход событий в боевой судь бе корабля и его экипажа. «Николай Книпович» как вспомогательное суд но числился в составе Беломорской военной фло тилии с июля 1941 года. В августе «Н. Книпович» был вооружен и переклассифицирован в сторо жевой катер (СКА). Вооружение СКА-503 было минимальным — одно 45-мм орудие и один 7,62-мм пулемет. Но в отличие от других сторожевых ка теров СКА-503 имел на борту гидроакустическую аппаратуру, которая была установлена на «Н. Книповиче» для проведения научно-исследо- вательских работ. Наличие гидроакустической установки на СКА-503 позволяло ему выполнять особые задания по проводке транспортов и тра лению фарватера. Это техническое преимуще ство значительно расширяло функции СКА-503 для проведения военных операций и несения боевых дежурств по охране внешних и внутрен них коммуникаций. В ноябре 1941-го СКА-503 вошел в состав 2-го дивизиона сторожевых катеров Иокангской военно-морской базы. Боевые дежурства сменя ли одно другое. Траление фарватера, боевое ох ранение транспортов, доставка грузов на стан ции зимовщиков были обычной работой экипажа Н. М. Книпович СКА-503 в войне на Баренцевом море. Если су довой двигатель называют сердцем корабля, то экипаж — это его душа. Экипаж СКА-503 отличался мужеством и верой в победу. Команда СКА-503 состояла из 17 человек. Выполняя боевые задания в годы войны, неболь шой коллектив сторожевика проявил стойкость и профессионализм. Бессменным командиром корабля был Федор Павлович Кузнецов, 1909 года рождения, член ВКП(б), лейтенант, кавалер двух орденов Красной Звезды. Под его командованием СКА-503 за время войны прошел 32 ООО миль, уничтожил 7 мин, отконвоировал 6 барж с горючим, им было протралено 162 мили, доставлено груза — бое припасов и продовольствия — 520 тонн. Особен но слаженно экипаж катера действовал, ведя бои с фашистской авиацией. 22 мая 1942 года СКА-503 сопровождал транс порт «Леонид Красин». Одновременно с провод кой транспорта сторожевой катер вел траление. Неожиданно корабли были атакованы двенадца тью Ю-88. Завязался бой. Скорость и бомбы против мужества и хладнокровия советских мо ряков... Неоднократные попытки «юнкерсов» бом бовыми ударами потопить корабли были предот вращены мастерскими действиями экипажей судов. СКА-503 умело уклонялся от прямого по падания авиабомб, но повреждения все-таки по лучил. От разрывов бомб вблизи катера корпус корабля получил течь, из строя вышел вспомога тельный двигатель. Сторожевой катер остался без света. Героическими усилиями экипажа ата ка вражеской авиации была отбита. СКА-503 выполнил боевую задачу — сопровождаемый им транспорт благополучно пришел на базу. 28 мая 1942 года произошел еще один не ме нее ожесточенный бой с фашистской авиацией. СКА-503 вел траление фарватера. Шесть Ю-88 атаковали сторожевик. Опять неравный бой, бой, который СКА-503 принял и не проиграл. Удачно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz