Циркунов, И. Б. Геройский корабль // Наука и бизнес на Мурмане. - 2002. - N 5 (окт.). - С. 14-16.

Геройский корабль И. Б. Циркунов Странная и интересная историческая судьба выпала на долю парусно-моторного судна «Нико­ лай Книпович». Бот был построен благодаря ста­ раниям и заботам директора Мурманской биоло­ гической станции профессора Германа Августовича Клюге в 1928 году. Судно предна­ значалось для научно-исследовательских работ не только в акватории Кольского залива, но и в Баренцевом море. Для Мурманской биологичес­ кой станции приобретение двухмачтового мотор­ ного бота, 85 футов в длину, чуть более 20 футов в ширину, означало выход на качественно новый уровень исследовательских работ и возможность проведения таких работ в открытом море. Поэто- му-то «Николай Книпович» имел несколько клас­ сификационных названий — бот, парусно-мотор- ное судно, экспедиционное судно. На счету бота «Н. Книпович» несколько беспримерных гидро­ графических походов и результативных морских научных экспедиций. На борту этого судна выхо­ дили в дальние рейсы выдающиеся исследова­ тели северных морей и Арктики — В. А. Васнецов, Н. Н. Зубов, М. В. Клёнова, Б. П. Мантейфель, Ю. Ю. Марти, М. П. Сомов и др. Одна только до­ военная история экспедиционного судна «Кни­ пович» заслуживает того, чтобы быть включённой в анналы освоения Арктики. Но история этого прославленного бота не оборвалась в годы Ве­ ликой Отечественной войны. Судно получило ещё одно классификационное название — стороже­ вой катер (СКА), став боевой единицей Военно- Морского Флота. Во время Великой Отечественной войны мно­ гие суда гражданского морского флота были за­ числены в состав флота военно-морского. Такая же судьба была уготована экспедиционному суд­ ну «Николай Книпович». Об этом судне одно вре­ мя писали много, даже была идея поднять бот, восстановить его и на борту судна организовать музей истории исследования Арктики. Однако время ушло, музей организован, но на борту ато­ мохода «Ленин», а память о легендарном парус- но-моторном боте «Николай Книпович» останет­ ся в сердцах людей. Но помнить надо не только уникальные арктические рейсы бота «Н. Книпо­ вич», но и героическое военное прошлое корабля. Несколько лет шел поиск материалов о воен­ ной судьбе бота «Николай Книпович». Работа в архивах, анализ источников, воспоминания вете­ ранов давали противоречивые сведения. Офи­ циальная историография представляла наше дело совершенно безнадежным. В прекрасной книге

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz