Циркунов, И. Б. Лопарский крест // Наука и бизнес на Мурмане. - 2003. - N 4 (авг.). - С. 7-11.
11 И. Б. Циркунов. ЛОПАРСКИЙ КРЕСТ дицы, которая не сгорела в огне после поджога хижины монаха лопарями, и чудесное получение денежных средств на постройку храма — церкви Успения Пресвятой Богородицы Печерской, по ложившей начало основанию Мурманского мо настыря. И самое главное в деяниях Лазаря — крещение лопарей, которое сопровождалось их исцелением от слепоты, ниспосланной им за го нения, которые претерпел отшельник. Так, история крещения лопарей, начавшаяся на озере Онежском, была продолжена на Коль ском полуострове на берегах лапландских озёр. Эта история вполне могла бы иметь продолже ние на озере Бабьем, где наша экспедиция вела поиски лопарского креста. Ежедневно мы отправлялись на экскурсии вдоль берега озера, обследовали ручьи, впадав шие в озеро, посетили бригаду рыбаков на проти воположном, удалённом от нас, берегу. Но внача ле мы облазили, обшарили самую главную сопку окрестности — Сейдушку. Вся сопка покрыта гу стыми зарослями кустарника и молодого берез няка. А вот макушка Сейдушки была почти полно стью лишена растительности. Примечательна была плоская вершина, точнее маленькая пло щадка, заменяющая вершину. Точно такая же изображена на одной иллюстрации в книге И. Шеффера «Лаппония» [3, р. 140]. В центре площадки ровное песчаное место — «песочница», вокруг неё старые оленьи рога, по белевшие от времени, и небольшой кустарник, прикрывающий всю площадку со стороны озера от ветров. Интересна и сама «песочница». Песок в ней вовсе не сыпучий, как мне показалось вна чале. Песок, как выяснилось, оказался «тягучий» или, можно сказать, «вязкий», как будто он был чем-то обильно полит. Может быть это кровь оленей, принесённых в жертву? Так, день за днём прошёл месяц нашего пре бывания на Бабьем озере. Каждый день прино сил нам массу впечатлений, приятных, а иногда и страшных происшествий, которые всегда закан чивались удачно и, как правило, комично. Экспе диция подходила к концу, но мы так и не достигли своей цели — лопарский крест не был обнару жен. Крест, который мы искали во время нашей экспедиции на озере Бабьем, — особенный. Это не поморский крест, а лопарский. Крест, который был воздвигнут в ознаменование крещения ло парей. Однако, как говорят, отрицательный ре зультат — это тоже результат. Вывод напраши вался сам по себе — лопарский крест, может быть, и был когда-то, но его обнаружить не уда лось, а это могло означать лишь одно: лопарский крест — красивая легенда. Настал последний день, который мы провели в сборах. Погода была осенней, переменная об лачность. Теперь уже трудно вспомнить, что за ставило меня ещё раз выйти из избушки и прогу ляться к Сейдушке. Наверное, сентиментальность начинающего путешественника. Мой путь шёл по едва заметной тропинке, которая вилась по греб ню продольной сопки, ведущей к Сейдушке. Мно го раз мы хаживали по этой тропинке, петляя по ней, сходя с неё и вновь возвращаясь на тропку. Начал накрапывать дождик, пришлось накинуть капюшон. На полпути к Сейдушке, идя по тропинке, я чуть было лбом не ударился о какой-то столб. И — о чудо! Это был остов — столб с тремя характерными высечками: двумя сверху — прямыми и третьей снизу — косой высечкой для трёх перекладин. Несомненно, это был крест! Точнее остов креста — то, что от него осталось. Старый, почерневший, с глубокими трещинами и промоинами от дождя, снега и ветра. Это был лопарский крест! Старый православный крест! Вдруг перестал идти дождь и вышло солнце. Ни фотоаппарата, ни измерительных инструмен тов у меня с собой не было. Находка была не ожиданной, как настоящая награда. Вокруг не было никого, только мокрый лес и осеннее солнце. Времени оставалось мало, пришла пора возвра щаться... Вернувшись домой, я долго с гордостью рас сказывал друзьям и знакомым, что я — последний «цивилизованный» человек, который видел лопар ский крест. Трудно было сознаться себе и окру жающим, что так долго оставался в неведении. Ведь этот найденный мной лопарский крест — православный. ЛИТЕРАТУРА 1. Географический словарь Мурманской области / Автор-составитель В. Г. Мужиков. — Мурманский об ластной институт развития регионального образова ния, повышения квалификации педагогических кадров, 1996. - 183 с. 2. Иеромонах Митрофан (Баданин). Блаженный Фе- одорит Кольский, просветитель лопарей: Ист. матери алы к прославлению и написанию жития. — Мурманск, 2000. — 144с.: ил. — (Православные подвижники Коль ского Севера: Книга I). 3. Schefferus J. Lappland. — Uppsala, 1956. — 472 p.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz