Циркунов, И. Б. Лопарский крест // Наука и бизнес на Мурмане. - 2003. - N 4 (авг.). - С. 7-11.

11 И. Б. Циркунов. ЛОПАРСКИЙ КРЕСТ дицы, которая не сгорела в огне после поджога хижины монаха лопарями, и чудесное получение денежных средств на постройку храма — церкви Успения Пресвятой Богородицы Печерской, по­ ложившей начало основанию Мурманского мо­ настыря. И самое главное в деяниях Лазаря — крещение лопарей, которое сопровождалось их исцелением от слепоты, ниспосланной им за го­ нения, которые претерпел отшельник. Так, история крещения лопарей, начавшаяся на озере Онежском, была продолжена на Коль­ ском полуострове на берегах лапландских озёр. Эта история вполне могла бы иметь продолже­ ние на озере Бабьем, где наша экспедиция вела поиски лопарского креста. Ежедневно мы отправлялись на экскурсии вдоль берега озера, обследовали ручьи, впадав­ шие в озеро, посетили бригаду рыбаков на проти­ воположном, удалённом от нас, берегу. Но внача­ ле мы облазили, обшарили самую главную сопку окрестности — Сейдушку. Вся сопка покрыта гу­ стыми зарослями кустарника и молодого берез­ няка. А вот макушка Сейдушки была почти полно­ стью лишена растительности. Примечательна была плоская вершина, точнее маленькая пло­ щадка, заменяющая вершину. Точно такая же изображена на одной иллюстрации в книге И. Шеффера «Лаппония» [3, р. 140]. В центре площадки ровное песчаное место — «песочница», вокруг неё старые оленьи рога, по­ белевшие от времени, и небольшой кустарник, прикрывающий всю площадку со стороны озера от ветров. Интересна и сама «песочница». Песок в ней вовсе не сыпучий, как мне показалось вна­ чале. Песок, как выяснилось, оказался «тягучий» или, можно сказать, «вязкий», как будто он был чем-то обильно полит. Может быть это кровь оленей, принесённых в жертву? Так, день за днём прошёл месяц нашего пре­ бывания на Бабьем озере. Каждый день прино­ сил нам массу впечатлений, приятных, а иногда и страшных происшествий, которые всегда закан­ чивались удачно и, как правило, комично. Экспе­ диция подходила к концу, но мы так и не достигли своей цели — лопарский крест не был обнару­ жен. Крест, который мы искали во время нашей экспедиции на озере Бабьем, — особенный. Это не поморский крест, а лопарский. Крест, который был воздвигнут в ознаменование крещения ло­ парей. Однако, как говорят, отрицательный ре­ зультат — это тоже результат. Вывод напраши­ вался сам по себе — лопарский крест, может быть, и был когда-то, но его обнаружить не уда­ лось, а это могло означать лишь одно: лопарский крест — красивая легенда. Настал последний день, который мы провели в сборах. Погода была осенней, переменная об­ лачность. Теперь уже трудно вспомнить, что за­ ставило меня ещё раз выйти из избушки и прогу­ ляться к Сейдушке. Наверное, сентиментальность начинающего путешественника. Мой путь шёл по едва заметной тропинке, которая вилась по греб­ ню продольной сопки, ведущей к Сейдушке. Мно­ го раз мы хаживали по этой тропинке, петляя по ней, сходя с неё и вновь возвращаясь на тропку. Начал накрапывать дождик, пришлось накинуть капюшон. На полпути к Сейдушке, идя по тропинке, я чуть было лбом не ударился о какой-то столб. И — о чудо! Это был остов — столб с тремя характерными высечками: двумя сверху — прямыми и третьей снизу — косой высечкой для трёх перекладин. Несомненно, это был крест! Точнее остов креста — то, что от него осталось. Старый, почерневший, с глубокими трещинами и промоинами от дождя, снега и ветра. Это был лопарский крест! Старый православный крест! Вдруг перестал идти дождь и вышло солнце. Ни фотоаппарата, ни измерительных инструмен­ тов у меня с собой не было. Находка была не­ ожиданной, как настоящая награда. Вокруг не было никого, только мокрый лес и осеннее солнце. Времени оставалось мало, пришла пора возвра­ щаться... Вернувшись домой, я долго с гордостью рас­ сказывал друзьям и знакомым, что я — последний «цивилизованный» человек, который видел лопар­ ский крест. Трудно было сознаться себе и окру­ жающим, что так долго оставался в неведении. Ведь этот найденный мной лопарский крест — православный. ЛИТЕРАТУРА 1. Географический словарь Мурманской области / Автор-составитель В. Г. Мужиков. — Мурманский об­ ластной институт развития регионального образова­ ния, повышения квалификации педагогических кадров, 1996. - 183 с. 2. Иеромонах Митрофан (Баданин). Блаженный Фе- одорит Кольский, просветитель лопарей: Ист. матери­ алы к прославлению и написанию жития. — Мурманск, 2000. — 144с.: ил. — (Православные подвижники Коль­ ского Севера: Книга I). 3. Schefferus J. Lappland. — Uppsala, 1956. — 472 p.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz