Циркунов, И. Б. Лопарский крест // Наука и бизнес на Мурмане. - 2003. - N 4 (авг.). - С. 7-11.

И. Б. Циркунов. ЛОПАРСКИЙ КРЕСТ облегала тело, в животе появилась какая-то тя­ жесть, слегка подташнивало, но главное — было мерзопакостно на душе. После этого случая как-то не хотелось полагаться только на себя, на свои силы. Тем более, что сил-то, как выяснилось, совсем мало, а веры не было и подавно. Ещё полдня мы блукали, пока не вышли к реке. Мокрые, голодные и обессиленные мы расположились на берегу. По карте установили, что вверх по течению реки мы прошли не более пяти — шести километров, вместо двенадцати— пятнадцати запланированных. Вот чем обернулась наша городская хитрость. Мудрая тундра поставила на место зарвавшихся гордецов. Больше нам не хотелось хитрить, и мы не отходили от реки дальше, чем можно было слы­ шать шум воды на перекатах и порогах. Усвоив урок, что покорного судьба ведёт, а не­ покорного тащит, видимо, за волосы, следуя по берегу реки вверх по течению, покорившись судь­ бе, мы скоро получили награду. В конце следую­ щего дня мы выбрали место для ночёвки рядом с живописным каньоном и бурным порогом. На утро кто-то из нашего отряда обследовал реку и обнаружил большущую сёмгу, попавшую в сеть, поставленную кем-то из сосновцев. Соли для засолки у нас было достаточно, но тащить с собой пятикилограммовую рыбину было немыслимо, поэтому решили пировать. К обеду была готова шикарная уха. Она была настолько жирная и нава­ ристая, что мы смогли одолеть только полкотелка, вторая половина, несмотря на жаркий день, через два часа превратилась в студень. К ужину рыбное желе было дополнено пикантным филе из сёмги, запеченным в фольге на углях. Вся эта вкусноти- ща была употреблена вперемешку с двумястами граммами водки «Экстра» на едока, охлаждённой в прозрачных струях реки Бабьей. К ужину по­ спел хозяин сетки. Это был немолодой саам, любитель одеколона «Шипр» для применения внутрь. Он был рад неожиданной встрече и гото­ вому ужину, да ещё с подогревом. Разве мог многострадальный одеколон «Шипр» соперничать с заурядной «Экстрой»?! На следующий день нашего пути на горизонте появилась примечательная сопка в виде усечен­ ного конуса. Это был наш ориентир, наш путевод­ ный маячок, наш Сейдушко — так ласково и уважительно называли жители Сосновки эту приметную сопку. Ещё два дня Сейдушко указы­ вал нам дорогу, которая шла вдоль реки. Трудно было бы заблудиться, имея такой заметный знак, идя даже другой дорогой, не вдоль реки. Все дальние и ближние окрестности как бы подчиня­ лись Сейдушке, сходились к нему. Наверное, в этом и заключается магия этой сопки. В конце одного из дней мы вышли прямо к избушке оленеводов и охотников. Избушка сто­ яла на возвышенном месте недалеко от озера Бабьего. Это и была цель нашего перехода. Мы принесли с собой месячный запас продоволь­ ствия, теплые вещи. Здесь в избушке была наша база. Отсюда мы ежедневно отправлялись на экскурсии по берегам озера в поисках лопарско­ го креста. Трудно без привычки ходить по мягкому ковру тундры, прыгать по болотным кочкам, быстрым шагом, почти бегом, передвигаться по оленьим тропам, но при желании можно освоить и жизнь в тундре. С незапамятных времён пришли русские люди на Кольский полуостров. Восемь, а может все девять веков живут бок о бок саамские люди и русские. История взаимоотношений этих двух народов полна драматизма. Многочисленному русскому народу невдомёк были переживания народа малого, особенно в те годы, когда актив­ ная деятельность русских переселенцев теснила саамский народ и заставляла уходить во внут­ ренние районы Кольского полуострова. Культур­ ную экспансию русских трудно оценить однознач­ но, как и любой диалектический процесс. Что-то было позитивно, а что-то привело к невосполни­ мым утратам. Распространение культуры, как правило, сопровождается и распространением культа. Наверное, и процесс христианизации, рас­ пространения православия имел свои плюсы и минусы. Истории известно, когда впервые был крещен этот народ. Но, на наш взгляд, нет даты, которая бы свидетельствовала о том, когда же православие утвердилось в саамском народе окончательно. Недавно вышла в свет книга иеромонаха Мит­ рофана о духовном подвиге местночтимого свя­ того, блаженного Феодорита Кольского, просве­ тителя лопарей [2 ]. Замечательное повествование, раскрывающее многотрудную и чудотворную работу по крещению лопарей, дополняет исто­ рию приобщения саамского народа к устоям рус­ ской государственности и культуры. Становится очевидным и понятным, что труды Трифона Пе- ченгского, одного из величайших подвижников Русского Севера, это не единичное явление, а вкупе с Феодоритом Кольским являются звень­ ями в цепи сплочения Государства Российского, упрочения православия и русской культуры на Крайнем Севере. Но вот что интересно в исто­ рии саамского народа — Трифон и Феодорит не были самыми первыми крестителями лопарей. Ни в коем случае не подвергая сомнению ис­ торически достоверные факты крещения лопа­ рей, проживавших на территории Кольского по­ луострова, следует напомнить ещё об одном важном факте в истории саамского народа. Кре­ щение лопарей — саамского народа — началось ещё в XIV веке на берегах седого Онего. О со­ бытии этом есть ссылка в книге иеромонаха Митрофана [2, с .23— 24]. В наше время саами проживают на территории Северной Фенноскандии и Кольского полуостро­ ва. Но ещё в XIV веке лопари были расселены гораздо южнее. В частности, дикие племена лопи проживали на южном — юго-восточном берегу Онежского озера. Сюда же на Онегу прибыл монах по имени Лазарь и стал жить отшельником на одном из островов, который назывался Мурман­ ский. Однако отшельничество Лазаря стало до­ саждать местным лопарям, и они начали пресле­ довать монаха, требуя покинуть остров. Лазарь продолжал жить на острове, но, осознавая реаль­ ность угроз лопарей, стал копать для себя пеще­ ру — убежище на случай их нападения. Жизнь Лазаря на Онежском озере среди лопарей полна чудес. Это и обретение иконы Пресвятой Богоро-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz