Циркунов, И. Б. Лопарский крест // Наука и бизнес на Мурмане. - 2003. - N 4 (авг.). - С. 7-11.
И. Б. Циркунов. ЛОПАРСКИЙ КРЕСТ облегала тело, в животе появилась какая-то тя жесть, слегка подташнивало, но главное — было мерзопакостно на душе. После этого случая как-то не хотелось полагаться только на себя, на свои силы. Тем более, что сил-то, как выяснилось, совсем мало, а веры не было и подавно. Ещё полдня мы блукали, пока не вышли к реке. Мокрые, голодные и обессиленные мы расположились на берегу. По карте установили, что вверх по течению реки мы прошли не более пяти — шести километров, вместо двенадцати— пятнадцати запланированных. Вот чем обернулась наша городская хитрость. Мудрая тундра поставила на место зарвавшихся гордецов. Больше нам не хотелось хитрить, и мы не отходили от реки дальше, чем можно было слы шать шум воды на перекатах и порогах. Усвоив урок, что покорного судьба ведёт, а не покорного тащит, видимо, за волосы, следуя по берегу реки вверх по течению, покорившись судь бе, мы скоро получили награду. В конце следую щего дня мы выбрали место для ночёвки рядом с живописным каньоном и бурным порогом. На утро кто-то из нашего отряда обследовал реку и обнаружил большущую сёмгу, попавшую в сеть, поставленную кем-то из сосновцев. Соли для засолки у нас было достаточно, но тащить с собой пятикилограммовую рыбину было немыслимо, поэтому решили пировать. К обеду была готова шикарная уха. Она была настолько жирная и нава ристая, что мы смогли одолеть только полкотелка, вторая половина, несмотря на жаркий день, через два часа превратилась в студень. К ужину рыбное желе было дополнено пикантным филе из сёмги, запеченным в фольге на углях. Вся эта вкусноти- ща была употреблена вперемешку с двумястами граммами водки «Экстра» на едока, охлаждённой в прозрачных струях реки Бабьей. К ужину по спел хозяин сетки. Это был немолодой саам, любитель одеколона «Шипр» для применения внутрь. Он был рад неожиданной встрече и гото вому ужину, да ещё с подогревом. Разве мог многострадальный одеколон «Шипр» соперничать с заурядной «Экстрой»?! На следующий день нашего пути на горизонте появилась примечательная сопка в виде усечен ного конуса. Это был наш ориентир, наш путевод ный маячок, наш Сейдушко — так ласково и уважительно называли жители Сосновки эту приметную сопку. Ещё два дня Сейдушко указы вал нам дорогу, которая шла вдоль реки. Трудно было бы заблудиться, имея такой заметный знак, идя даже другой дорогой, не вдоль реки. Все дальние и ближние окрестности как бы подчиня лись Сейдушке, сходились к нему. Наверное, в этом и заключается магия этой сопки. В конце одного из дней мы вышли прямо к избушке оленеводов и охотников. Избушка сто яла на возвышенном месте недалеко от озера Бабьего. Это и была цель нашего перехода. Мы принесли с собой месячный запас продоволь ствия, теплые вещи. Здесь в избушке была наша база. Отсюда мы ежедневно отправлялись на экскурсии по берегам озера в поисках лопарско го креста. Трудно без привычки ходить по мягкому ковру тундры, прыгать по болотным кочкам, быстрым шагом, почти бегом, передвигаться по оленьим тропам, но при желании можно освоить и жизнь в тундре. С незапамятных времён пришли русские люди на Кольский полуостров. Восемь, а может все девять веков живут бок о бок саамские люди и русские. История взаимоотношений этих двух народов полна драматизма. Многочисленному русскому народу невдомёк были переживания народа малого, особенно в те годы, когда актив ная деятельность русских переселенцев теснила саамский народ и заставляла уходить во внут ренние районы Кольского полуострова. Культур ную экспансию русских трудно оценить однознач но, как и любой диалектический процесс. Что-то было позитивно, а что-то привело к невосполни мым утратам. Распространение культуры, как правило, сопровождается и распространением культа. Наверное, и процесс христианизации, рас пространения православия имел свои плюсы и минусы. Истории известно, когда впервые был крещен этот народ. Но, на наш взгляд, нет даты, которая бы свидетельствовала о том, когда же православие утвердилось в саамском народе окончательно. Недавно вышла в свет книга иеромонаха Мит рофана о духовном подвиге местночтимого свя того, блаженного Феодорита Кольского, просве тителя лопарей [2 ]. Замечательное повествование, раскрывающее многотрудную и чудотворную работу по крещению лопарей, дополняет исто рию приобщения саамского народа к устоям рус ской государственности и культуры. Становится очевидным и понятным, что труды Трифона Пе- ченгского, одного из величайших подвижников Русского Севера, это не единичное явление, а вкупе с Феодоритом Кольским являются звень ями в цепи сплочения Государства Российского, упрочения православия и русской культуры на Крайнем Севере. Но вот что интересно в исто рии саамского народа — Трифон и Феодорит не были самыми первыми крестителями лопарей. Ни в коем случае не подвергая сомнению ис торически достоверные факты крещения лопа рей, проживавших на территории Кольского по луострова, следует напомнить ещё об одном важном факте в истории саамского народа. Кре щение лопарей — саамского народа — началось ещё в XIV веке на берегах седого Онего. О со бытии этом есть ссылка в книге иеромонаха Митрофана [2, с .23— 24]. В наше время саами проживают на территории Северной Фенноскандии и Кольского полуостро ва. Но ещё в XIV веке лопари были расселены гораздо южнее. В частности, дикие племена лопи проживали на южном — юго-восточном берегу Онежского озера. Сюда же на Онегу прибыл монах по имени Лазарь и стал жить отшельником на одном из островов, который назывался Мурман ский. Однако отшельничество Лазаря стало до саждать местным лопарям, и они начали пресле довать монаха, требуя покинуть остров. Лазарь продолжал жить на острове, но, осознавая реаль ность угроз лопарей, стал копать для себя пеще ру — убежище на случай их нападения. Жизнь Лазаря на Онежском озере среди лопарей полна чудес. Это и обретение иконы Пресвятой Богоро-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz