Циркунов, И. Б. Городское пространство Мурманска и социологический локус метаморфозы // Наука и бизнес на Мурмане. - 2016. - № 2 (81). - С. 65-87.

70 100-летний МОЛОДОЙ Впрочем, встречается и классика кича. Как во­ дится в таком случае, от великого до смешного — один шаг. Имеем в виду недавно сооружённый, «облагороженный», на взгляд заказчика, вход в один из магазинов оптики на углу проспекта имениЛенина и улицы имени Книповича, что на­ против универмага «Детский мир». Колонны, под­ чёркивающие помпезность входа в заурядный ма­ газин, кроме иронии ничего не вызывают. Но главную смысловую точку кича ставят львы. Да, именно львы - в Мурманске. На фоне заснежен­ ного пейзажа эти ширпотребные истуканы ка­ жутся карикатурой, где не хватает только плаката с надписью: «Посмотрите, какие колонны за нашими спинами!», который и должны держать в зубах эти львы. Конечно, львы на Севере не ред­ кость. Возьмите Санкт-Петербург или Стокгольм - это просто «львиные города», но там львы —сим­ волы императорской и королевской власти соот­ ветственно. Аунас лев - это кто или что? Или это сигнал, что заказчики сами-то не местные, но имеют сильное желание приобщиться к культуре. Но кич кичем, а народная молва, порой, такие виражи выдаёт. Уже давно нет магазинчика неда­ леко от конечной остановки троллейбусного маршрута № 6, там сейчас территория Государст­ венного архива Мурманской области, а название места пока ещё живо —«У Марк Иваныча». Кто такой Марк Иванович —бывший ли врач-гинеко- лог, работавший в поликлинике рядом с этим ма­ газинчиком и часто посещавшим его, или просто старый работник советской торговли, который взял под опеку этот магазинчик, т. к. жил недалеко и стал известным на весь город, как некогда Ро­ берт Абрамович Лейкин (1902—1978), автору до­ подлинно неизвестно. Как долго ещё будет жить это название - неведомо. Видимо, такие же про­ цессы происходят с такими местами, которые раньше носили названия «Пятый траловый», «Мордобойка», «Брод», «Девятка», «Мало- этажка», «Шестидесятка», «Пельменка», «Три по­ росёнка», «Три ступеньки», «Спартак», «Дары моря», «ДПП», «ТПО», «Петушинка», «Жил- строй», «Квартала» и др. А это ещё одно проявле­ ние пусть и популярного, но социологического локуса метаморфозы. Соотношение целлы и птеромы в представле­ нии Витрувия является одним из фундаменталь­ ных моментов в архитектуре: «... целла представ­ ляется Витрувием как объект строительства, а пте- рома —как объект художественной деятельности, произведение архитектуры...» (Лебедева, 2015. С. 50). Соотношение целлы и птеромы, с позиции со­ циологии города, может выглядеть следующим об­ разом. В масштабах города это, с одной стороны, религиозные, общекультурные и научные ком­ плексы, т. е. церкви, вузы, театры, музеи и биб­ лиотеки, или целла, в терминологии древних, а с другой, птерома - Дома культуры, рестораны и кафе, парки и аттракционы, клубы и их ночные «собратья». Всё это богатство и полнота культур­ ной и не очень культурной жизни должны прохо­ дить на фоне так или иначе решённых жилищных проблем, организации систем водоснабжения и канализации, электрификации и газификации, функционирования институтов здравоохранения, образования, УФСИН, УМВД, МЧС, судопроиз­ водства, местных и городских властных структур и пр., пр., пр. Как писал в своё время Пётр Вайль (1949-2009), город тогда может стать городом, когда он станет океаном, в нём одновременно воз­ никнут острова —дома, виллы, дворцы, мини­ кварталы (Вайль, 1999. С. 44-56). Это необходи­ мая часть описания городского пространства, которая предваряет анализ социологического про­ странства города. Попробуем теперь рассмотреть феномен город­ ского пространства Мурманска через социологи­ ческий локус метаморфозы. Сделаем пояснение, что значит для нас социологический локус мета­ морфозы и о каких метаморфозах идёт речь. Ключевое значение содержится в слове «метамор­ фозы». Это, конечно же, превращения и преобра­ зования, но также известный показатель измене­ ний, трансформаций, происходящих в обществен­ ном сознании, в данном прикладном значении, горожан - жителей города-героя Мурманска. Кстати, интересно было бы узнать, как теперь пе­ реживает, воспринимает этот высокий статус «город-герой» поколение мурманчан, которое до­ ждалось присвоения этого звания, и поколение нынешних 20—25-летних. Возможно, метамор­ фоза и здесь обратит на себя внимание. Метаморфозы, происходящие в общественном сознании, связаны с отношением группыили групп индивидов не только к знаковым словам и словам вообще, но и к знакам, знаковым объектам, собы­ тиям и явлениям. Таким образом, мы расшири­ тельно подходим к понятию «семантического поля» в рамках одного города как явления социального,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz