Циркунов, И. Б. Городское пространство Мурманска и социологический локус метаморфозы // Наука и бизнес на Мурмане. - 2016. - № 2 (81). - С. 65-87.
70 100-летний МОЛОДОЙ Впрочем, встречается и классика кича. Как во дится в таком случае, от великого до смешного — один шаг. Имеем в виду недавно сооружённый, «облагороженный», на взгляд заказчика, вход в один из магазинов оптики на углу проспекта имениЛенина и улицы имени Книповича, что на против универмага «Детский мир». Колонны, под чёркивающие помпезность входа в заурядный ма газин, кроме иронии ничего не вызывают. Но главную смысловую точку кича ставят львы. Да, именно львы - в Мурманске. На фоне заснежен ного пейзажа эти ширпотребные истуканы ка жутся карикатурой, где не хватает только плаката с надписью: «Посмотрите, какие колонны за нашими спинами!», который и должны держать в зубах эти львы. Конечно, львы на Севере не ред кость. Возьмите Санкт-Петербург или Стокгольм - это просто «львиные города», но там львы —сим волы императорской и королевской власти соот ветственно. Аунас лев - это кто или что? Или это сигнал, что заказчики сами-то не местные, но имеют сильное желание приобщиться к культуре. Но кич кичем, а народная молва, порой, такие виражи выдаёт. Уже давно нет магазинчика неда леко от конечной остановки троллейбусного маршрута № 6, там сейчас территория Государст венного архива Мурманской области, а название места пока ещё живо —«У Марк Иваныча». Кто такой Марк Иванович —бывший ли врач-гинеко- лог, работавший в поликлинике рядом с этим ма газинчиком и часто посещавшим его, или просто старый работник советской торговли, который взял под опеку этот магазинчик, т. к. жил недалеко и стал известным на весь город, как некогда Ро берт Абрамович Лейкин (1902—1978), автору до подлинно неизвестно. Как долго ещё будет жить это название - неведомо. Видимо, такие же про цессы происходят с такими местами, которые раньше носили названия «Пятый траловый», «Мордобойка», «Брод», «Девятка», «Мало- этажка», «Шестидесятка», «Пельменка», «Три по росёнка», «Три ступеньки», «Спартак», «Дары моря», «ДПП», «ТПО», «Петушинка», «Жил- строй», «Квартала» и др. А это ещё одно проявле ние пусть и популярного, но социологического локуса метаморфозы. Соотношение целлы и птеромы в представле нии Витрувия является одним из фундаменталь ных моментов в архитектуре: «... целла представ ляется Витрувием как объект строительства, а пте- рома —как объект художественной деятельности, произведение архитектуры...» (Лебедева, 2015. С. 50). Соотношение целлы и птеромы, с позиции со циологии города, может выглядеть следующим об разом. В масштабах города это, с одной стороны, религиозные, общекультурные и научные ком плексы, т. е. церкви, вузы, театры, музеи и биб лиотеки, или целла, в терминологии древних, а с другой, птерома - Дома культуры, рестораны и кафе, парки и аттракционы, клубы и их ночные «собратья». Всё это богатство и полнота культур ной и не очень культурной жизни должны прохо дить на фоне так или иначе решённых жилищных проблем, организации систем водоснабжения и канализации, электрификации и газификации, функционирования институтов здравоохранения, образования, УФСИН, УМВД, МЧС, судопроиз водства, местных и городских властных структур и пр., пр., пр. Как писал в своё время Пётр Вайль (1949-2009), город тогда может стать городом, когда он станет океаном, в нём одновременно воз никнут острова —дома, виллы, дворцы, мини кварталы (Вайль, 1999. С. 44-56). Это необходи мая часть описания городского пространства, которая предваряет анализ социологического про странства города. Попробуем теперь рассмотреть феномен город ского пространства Мурманска через социологи ческий локус метаморфозы. Сделаем пояснение, что значит для нас социологический локус мета морфозы и о каких метаморфозах идёт речь. Ключевое значение содержится в слове «метамор фозы». Это, конечно же, превращения и преобра зования, но также известный показатель измене ний, трансформаций, происходящих в обществен ном сознании, в данном прикладном значении, горожан - жителей города-героя Мурманска. Кстати, интересно было бы узнать, как теперь пе реживает, воспринимает этот высокий статус «город-герой» поколение мурманчан, которое до ждалось присвоения этого звания, и поколение нынешних 20—25-летних. Возможно, метамор фоза и здесь обратит на себя внимание. Метаморфозы, происходящие в общественном сознании, связаны с отношением группыили групп индивидов не только к знаковым словам и словам вообще, но и к знакам, знаковым объектам, собы тиям и явлениям. Таким образом, мы расшири тельно подходим к понятию «семантического поля» в рамках одного города как явления социального,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz