Циркунов, И. Б. Городское пространство Мурманска и социологический локус метаморфозы // Наука и бизнес на Мурмане. - 2016. - № 2 (81). - С. 65-87.

68 100-летний МОЛОДОЙ Можно допустить, что одной из метафизиче­ ских задач любого города является создание про­ странства, где, возможно, рождаются ощущения этого города в его неповторимости и отличимости от других пространств других городов. На наш взгляд, неповторимость любого города является результатом двойственности пространств города или результатом взаимодействия городского и со­ циологического пространств. В этом нам видится создание той двойственности, которая как разде­ ляет, так и соединяет городское пространство и социологическое пространство. Итак, город - это порождение человека, т. е. ис­ кусственное создание, а не природное. При этом сам человек является продуктом истории и куль­ туры, а не природы, хотя и представляет собой биологическое существо. Город можно рассматри­ вать как некое убежище человека от природы, че­ ловеком же созданное. Как говорится, Бог создал землю и страны, а человек - город. Кроме этого, современный город (urbs) —это, прежде всего, фе­ номен культуры, а не политики. Одной из функциональных задач города яв­ ляется создание, удержание и поддержание тради­ ций, например, что мясо, идущее в пищу, подле­ жит термической обработке, и «пусть мертвеца не хоронят и не сжигают в городе», в соответствии с пунктом 2 Таблицы X Закона XII Таблиц (Законы XII Таблиц). При этом жизнеспособность тради­ ций обеспечивается памятью, а память —это про­ дукт мифа, а не продукт науки, где живут вопросы, проблемы и прочие «непонятки». Миф —это сви­ детельство того, что никогда не существовало и не существует. Миф требует зафиксировать разницу между титанами и олимпийцами, богом и полубо­ гом, богом и героем, богом и человеком, а заодно и между сырым и жареным, живым и мёртвым. Можно тогда предположить, что город —это то самое место или пространство, где живёт миф, где хранится традиция, создаётся культура и только потом возникает наука. Миф возникает прежде всего, и это не порождение природы, но явление культуры. Человекживёт не только мифами. Человек ста­ новится современным через особое отношение к богам, полубогам, героям и пр. Более того, смеем предположить, что человек становится человеком современным благодаря выработке особого языка, которым, как утверждал выдающийся советский философ Мераб Константинович Мамардашвили (1930—1990), является метафизика. «Метафизика появилась потому, что само отношение человека к сверхъестественному есть тигль его формирования в качестве человека ... Человек создаёт себя в ка­ честве человека через отношение к чему-то сверх­ человеческому, сверхъестественному и освящае­ мому (то есть священному), в чём хранится память поколений ...» (Мамардашвили, 2000. С. 163). Язык метафизики —это средство, с помощью ко­ торого человек определяет самого себя. Однако человеку этого мало, необходим рост, развитие, а это есть не что иное, как изменение, которое пред­ полагает или падение до степени саморазрушения, или культурный рост. Только проживая в городе, человек может спастись от природы, которая смела бы человека со своего лица, если бы он не придумал и не построил город. Изменение или, как писал М. К. Мамардашвили, трансценденти- рование как основная метафизическая операция в философии находит своё отражение в культур­ ном росте человека, которое происходит, есте­ ственно, в городе (Мамардашвили, 2000. С. 165). Эта сложнейшая философская операция - транс- цендентирование —позволяет выходить за рамки существующей культуры, разрушать традиции, созидать новые... И в том числе новые дома, квар­ талы и районы города. Заметьте, города. Правда, встречались мудрецы, жившие в бочке, но в черте города, или в пещере, но с видом на город. То есть, без города —никуда. Город и философия —искусственные порожде­ ния. Для современного города необходимо ещё одно искусственное порождение —наука. Она по­ является и преображает город посредством архи­ тектуры. Архитектура —это сложнейшая и ком­ плексная из естественно-математических наук, которая, возможно, за исключением гуманитар­ ных наук, ближе всех стоит, точнее, соприкасается с искусством. Но когда город становится современным горо­ дом? На этот вопрос с подвохом предполагается услышать ответ без даты, но с описанием опреде­ лённого явления или события. Город есть явление не только искусственное, но и мифическое, и сак­ ральное. Это означает определение в черте города или вблизи его известного пространства, которое оформляется средствами архитектуры. Архитек­ тура, как нам представляется, появляется после

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz