Циркунов, И. Б. Городское пространство Мурманска и социологический локус метаморфозы // Наука и бизнес на Мурмане. - 2016. - № 2 (81). - С. 65-87.

И. Б. Циркунов. ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО МУРМАНСКА И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ЛОКУС МЕТАМОРФОЗЫ 67 щее. Каждый из них остаётся недовольным. Один считает, что переплатил, а другой, что продеше­ вил, но обменную операцию не отменяют. Каж­ дый из них остаётся при своём, полагая, что сделал широкий жест в отношении своего визави, чем и объясняется жертвенность каждого. Но заметьте, это не шуточное действие: обмен и жертвенность происходят на рынке, а рынок — это институт. Именно социальные институты, ко­ торые возникают в большом количестве и объёме в городе, призваны не только поддерживать связи (обмен), но и создают условия принесения жертвы, естественно социальной, хотя на первых порах развития урбанизации жертвы приносились вполне натуральные. Жертвенность горожанина предполагает его последующее изменение: «да не оскудеет рука дающего». Чем больше отдаёшь, тем больше возвращается, как это прописано во вто­ ром послании к коринфянам святого апостола Павла о том, как надо сеять. Иными словами, институт—это то самое место, где неизбежно происходят изменения и превра­ щения, или метаморфозы, т. е. продуктом дея­ тельности социального института является мета­ морфоза. Красиво звучит, но мало смысла, пока не добавишь, что метаморфоза —дело коллективное и воспринимается она и живёт в сознании группы горожан, большой ли, малой... Сама метаморфоза интересна нам тем, что она является свидетельством формирования нового социологического пространства города, которое со временем превращается или перерабатывается в общественном сознании большой группыгорожан и воплощается в явления городского простран­ ства. Конечно, воплощение переосмысленного социологического пространства города предъ­ являет (воплощает или возводит) кто-то один — герой ли, строитель, а впоследствии —архитектор. Благодаря его воле, талантам и трудам в черте го­ рода, а иногда и за его пределами, появляется некий артефакт, объект, сооружение, строение или даже целый микрорайон, ареал. Если этот новый объект адекватно отражает переживания совре­ менников, то складываются условия долгой исто­ рии его существования. Объект может претендо­ вать на роль культурного феномена, оказываю­ щего влияние на формирование устойчивого социологического восприятия городского про­ странства, ведёт к созданию традиции, что, в свою очередь, создаёт основу для формирования со­ циологического пространства, в котором и зарож­ дались метаморфозы. И далее цикл повторяется. Если новый объект не вызывал соответствующий эмоциональный отклик, не находил поддержки в сознании горожан, то он постепенно или доста­ точно быстро приходил в негодность, его рекон­ струировали, как правило, до неузнаваемости или разрушали. Если признать, что метаморфозы в какой-то момент возникают, то можно говорить о суще­ ствовании семантического поля, как в рамках городского, так и социологического полей или пространств. Все-таки проблемы метаморфоз сле­ дует рассматривать шире, чем только лингвисти­ ческое явление. Это не столько феномен речи, сколько языковой деятельности, которая, как из­ вестно, носит массовидный характер. Борис Алек­ сандрович Ларин (1893—1964), известный русский и советский лингвист, ещё в 1926 году обозначил проблему лингвистического изучения города (Ларин, 1926). Нельзя сказать, что в этом направ­ лении не проводились научно-исследовательские работы в советское время и в современной Рос­ сии, однако этот научный процесс не затронул город Мурманск. Попытку описать, запечатлеть Мурманск времён Гражданской войны, Великой Отечественной войны предпринял известный мурманский журналист, поэт и писатель Дмитрий Коржов в своей трилогии «Мурманцы». Но это отнюдь не историческое и не лингвистическое исследование, хотя, опираясь на некоторые исто­ рические и историко-географические факты, яв­ ляется интересным и познавательным, но, в пер­ вую очередь, художественным произведением. «Мурманцы» ещё ждут своего исследователя- литературоведа. В отличие от произведений из­ вестного советского писателя Исаака Эммануило­ вича Бабеля (1894-1940), который стилизовал и вводил в свои произведения «... одесский “низо­ вой” говор ...» (Ларин, 1926), трилогия Коржова не содержит даже стилизованной речи первых мурманчан, которые едва ли сами себя считали та­ ковыми. Вряд ли произведение Д. Коржова будет претендовать на роль лингвистического источ­ ника ранней истории Мурманска. Таким образом, засвидетельствовать сам факт зарождения мета­ морфозы в Мурманске и определить социологи­ ческий локус метаморфозы в нашем городе на раннем этапе его истории, используя данное про­ изведение, не представляется возможным.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz