Циркунов, И. Б. Городское пространство Мурманска и социологический локус метаморфозы // Наука и бизнес на Мурмане. - 2016. - № 2 (81). - С. 65-87.
И. Б. Циркунов. ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО МУРМАНСКА И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ЛОКУС МЕТАМОРФОЗЫ 67 щее. Каждый из них остаётся недовольным. Один считает, что переплатил, а другой, что продеше вил, но обменную операцию не отменяют. Каж дый из них остаётся при своём, полагая, что сделал широкий жест в отношении своего визави, чем и объясняется жертвенность каждого. Но заметьте, это не шуточное действие: обмен и жертвенность происходят на рынке, а рынок — это институт. Именно социальные институты, ко торые возникают в большом количестве и объёме в городе, призваны не только поддерживать связи (обмен), но и создают условия принесения жертвы, естественно социальной, хотя на первых порах развития урбанизации жертвы приносились вполне натуральные. Жертвенность горожанина предполагает его последующее изменение: «да не оскудеет рука дающего». Чем больше отдаёшь, тем больше возвращается, как это прописано во вто ром послании к коринфянам святого апостола Павла о том, как надо сеять. Иными словами, институт—это то самое место, где неизбежно происходят изменения и превра щения, или метаморфозы, т. е. продуктом дея тельности социального института является мета морфоза. Красиво звучит, но мало смысла, пока не добавишь, что метаморфоза —дело коллективное и воспринимается она и живёт в сознании группы горожан, большой ли, малой... Сама метаморфоза интересна нам тем, что она является свидетельством формирования нового социологического пространства города, которое со временем превращается или перерабатывается в общественном сознании большой группыгорожан и воплощается в явления городского простран ства. Конечно, воплощение переосмысленного социологического пространства города предъ являет (воплощает или возводит) кто-то один — герой ли, строитель, а впоследствии —архитектор. Благодаря его воле, талантам и трудам в черте го рода, а иногда и за его пределами, появляется некий артефакт, объект, сооружение, строение или даже целый микрорайон, ареал. Если этот новый объект адекватно отражает переживания совре менников, то складываются условия долгой исто рии его существования. Объект может претендо вать на роль культурного феномена, оказываю щего влияние на формирование устойчивого социологического восприятия городского про странства, ведёт к созданию традиции, что, в свою очередь, создаёт основу для формирования со циологического пространства, в котором и зарож дались метаморфозы. И далее цикл повторяется. Если новый объект не вызывал соответствующий эмоциональный отклик, не находил поддержки в сознании горожан, то он постепенно или доста точно быстро приходил в негодность, его рекон струировали, как правило, до неузнаваемости или разрушали. Если признать, что метаморфозы в какой-то момент возникают, то можно говорить о суще ствовании семантического поля, как в рамках городского, так и социологического полей или пространств. Все-таки проблемы метаморфоз сле дует рассматривать шире, чем только лингвисти ческое явление. Это не столько феномен речи, сколько языковой деятельности, которая, как из вестно, носит массовидный характер. Борис Алек сандрович Ларин (1893—1964), известный русский и советский лингвист, ещё в 1926 году обозначил проблему лингвистического изучения города (Ларин, 1926). Нельзя сказать, что в этом направ лении не проводились научно-исследовательские работы в советское время и в современной Рос сии, однако этот научный процесс не затронул город Мурманск. Попытку описать, запечатлеть Мурманск времён Гражданской войны, Великой Отечественной войны предпринял известный мурманский журналист, поэт и писатель Дмитрий Коржов в своей трилогии «Мурманцы». Но это отнюдь не историческое и не лингвистическое исследование, хотя, опираясь на некоторые исто рические и историко-географические факты, яв ляется интересным и познавательным, но, в пер вую очередь, художественным произведением. «Мурманцы» ещё ждут своего исследователя- литературоведа. В отличие от произведений из вестного советского писателя Исаака Эммануило вича Бабеля (1894-1940), который стилизовал и вводил в свои произведения «... одесский “низо вой” говор ...» (Ларин, 1926), трилогия Коржова не содержит даже стилизованной речи первых мурманчан, которые едва ли сами себя считали та ковыми. Вряд ли произведение Д. Коржова будет претендовать на роль лингвистического источ ника ранней истории Мурманска. Таким образом, засвидетельствовать сам факт зарождения мета морфозы в Мурманске и определить социологи ческий локус метаморфозы в нашем городе на раннем этапе его истории, используя данное про изведение, не представляется возможным.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz