Циркунов, И. Б. Городское пространство Мурманска и социологический локус метаморфозы // Наука и бизнес на Мурмане. - 2016. - № 2 (81). - С. 65-87.
66 100-летний МОЛОДОЙ «понимающей социологии», был австрийский со циолог Альфред Шюц (1899—1959). Совершенно чётко этот момент в истории развития социологии отметил профессор В. П. Рачков-Апраксин: «В целом, феноменологическая герменевтика отражает тенденцию отхода от позитивистского умонастроения и включения субъектно-деятель ностной компоненты в объясняющие схемы социальной реальности, позволяющей описывать неразрывную соотнесённость сознания с объек том, смешения сознания с миром» (Рачков- Апраксин, 2006. С. 103). Понятие «городское пространство», оставаясь для нас социологической категорией, не в полной мере отражает структурно-функциональную на полненность его как предмета социологического исследования. Понятие «городского простран ства» необходимо уточнить до понятия «социоло гическое городское пространство» или «социоло гическое пространство города». Возможно упо требление базового термина «город» в этих понятиях в социоурбанистическом исследовании будут походить на «масло масляное» и, чтобы из бежать этого, оставим в названии только два слова «социологическое пространство». На наш взгляд, социологическое пространство значительно отли чается от социального пространства Пьера Бурдьё. Вот как трактует социальное пространство (С.П.) П. Бурдьё в «Энциклопедии социологии» М. С. Те рещенко: «С.П. может также восприниматься в форме структуры распределения различных видов капитала, функционирующей одновременно как инструменты и цели борьбы в различных полях. Реализованное физически С.П. представляет собой распределение в физическом пространстве различных видов благ и услуг, а также индивиду альных агентов и групп, локализованных физиче ски и обладающих возможностями присвоения этих более или менее значительных благ и услуг... С.П. вписано одновременно в объективные про странственные структуры и в субъективные струк туры, которые являются отчасти продуктом ин корпорации объективированных структур. Места и площади присвоенного физического пространства обязаны своей дефицитностью тому, что они являются целями борьбы, происходящей в различных полях» (Социальное пространство). Как видно из приведённой цитаты, наше социо логическое пространство скорее относится к субъ ективной структуре и является продуктом инкор порации объективированных структур, что, по сути, одно и то же. Но что ещё не менее важно, так это то, что наше социологическое пространство не является ни инструментом, ни целью борьбы раз личных видов капиталов на различных полях. Ещё раз уточним, что социологическое постранство является продуктом, скорее всего, интеллектуаль ного взаимодействия горожан как членов одного закрытого, в определённом смысле слова, со общества, т. е. города. Результат этого взаимодей ствия локализуется, с одной стороны, в сознании отдельного горожанина и, в целом, всего сообще ства горожан, а с другой стороны, закрепляется в семантическом поле городского пространства. Таким образом, можно предположить, что ГП — это то, где мы находимся, а СП —это то, где и, главное, как мы живём. Размышляя на тему, где мы находимся, представим себе так называемое хронотопное воздействие городского простран ства, например, после концерта Д. Хворостов ского в Мурманске, или воздействие малых архи тектурных форм, которых у нас в городе мало. Восприятие нами социологического пространства лучше всего иллюстрирует состояние «мы —мур манчане», когда мы находимся на отдыхе на юге или когда возвращаемся домой. Социологическое пространство, как мы уже от мечали, не имеет отношения к инструментам и целям борьбы. Мы основываем наше утверждение на том, что во взаимодействии горожан в рамках социологического пространста не задействованы или, попросту, не применимы деньги как феномен отчасти фиктивного мира. Однако этот фиктив ный мир содержит представления человека о со циальной энергии, достижениях, о росте и разви тии элементов социальной жизни, своеобразных полюсах притяжения. Деньги, как известно, это не только всеобщий эквивалент, но и элемент об менных операций. С социологической точки зре ния, по Георгу Зиммелю (1858—1918), обмен лежит в основе экономики. Социологически обмену, где наряду с составляющей «получить» есть и состав ляющая «отдать», синонимична жертва, которой больше подходит составляющая «отдать». При этом заметим, что жертвенность является одной из характеристик человеческого существования. В шуточной форме синонимичность обмена и жертвы представлена одной житейской муд ростью. На рынке два дурака: один —продаёт, а другой —покупает. Это может означать следую
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz