Циркунов, И. Б. Городское пространство Мурманска и социологический локус метаморфозы // Наука и бизнес на Мурмане. - 2016. - № 2 (81). - С. 65-87.

82 100-летний МОЛОДОЙ Памятник жертвам интервенции Фото И. Б. Циркунова Возвращаясь к проблеме вертикалей, следует уточнить, что человек, создавший её, волен транс­ формировать её же вплоть до горизонтали. Дока­ жем на примере. Одна из первых, если не самая первая, обособленная вертикаль города - это па­ мятник жертвам интервенции. Памятник воздвиг­ нут в 1927 году по проекту инженера А. В. Сав­ ченко над могилой жертвам Иокангской тюрьмы. Этот монумент должен был выполнять и утили­ тарные функции. Он служил трибуной для на­ чальствующихлиц во время различных празднеств и демонстраций. Ачто есть демострация, в нашем понимании, как не шествие? А если это шествие, то оно организовано в форме походных коробок из солдат одного подразделения или из сотрудни­ ков одного предприятия, или единой сполошной походной колонны, демонстрирующей единство кого-то с кем-то. И тут заметьте, колонна, но не устремлённая вверх изваяние из камня или бе­ тона, а живая горизонтальная колонна как орга­ низованный поток людских масс. Представляется интересным вопрос, в каком направлении от па­ мятника, вправо или влево от него, двигалась ко­ лонна? Отталкиваясь от театральных принципов и уложений, направление движения колонны приобретает знаковый и, скорее всего, социоло­ гический смысл. Но это тема другого исследова­ ния. Социологический локус метаморфозы на примере памятника жертвам интервенции пока­ зывает удивительные возможности к динамиче­ ским изменениям. От места захоронения —к па­ мятнику-трибуне, от шествий и демонстраций — к месту встреч в сквере у фонтанов, восстановлен­ ных в 2015 году городскими властями. Динамика развития Мурманска является его ха­ рактерной особенностью. Эта динамика развития городского пространства, которая сопровождается и динамикой развития социологического про­ странства. Такой же особенностью обладали сред­ невековые города, что выражалось в возникнове­ ниях и развитии университета, театра, учреждений культа, пенитенциарных комплексов и других со­ циально значимых объектов, таких, как больницы, родильные дома, точки общественного питания и др. до известного уровня развития современной цивилизации. Разница между городами средневе­ ковья и Мурманском в том, что динамика разви­ тия в средневековых городах продолжалась ве­ ками, а в столетнем Мурманске эта начальная фаза динамики развития имеет основания для бы­ строго завершения, т. к. почти достигла или скоро достигнет того же уровня развития, который характерен для современной цивилизации. Эту динамику развития в Мурманске можно на­ блюдать в отношении театров. За исключением одного областного драматического, два других у нас «бродячие», как в эпоху средневековья. По­ чему «бродячие»? Да потому что не имеют своих собственных и специально для театров постро­ енных зданий. Таких зданий, как у областного дра­ матического, —с колоннами, портиком, репети­ ционным и основным залами, удобными грим­ уборными, помещениями для мастерских и хранения реквизитов и пр., пр., пр., и буфетом. А пока что кукольный театр, созданный в 1934 году в г. Кировске, ждёт, надеюсь, своего послед­ него переезда. Драматический театр Северного флота, созданный в 1935 году в Полярном, только в 1987 году получил свой дом с колоннами и пор­ тиком, правда, не лучшего, не парадного вида. Коллектив театра, руководимый ныне лауреатом премии имени В. С. Маслова (2012) Юзефом Ва­ сильевичем Фекетой, переживает тяжёлые фи­ нансовые и кадровые потрясения и надеется на профессиональную рекострукцию внутри здания с колоннами и портиком. Театрам нужны свои специальные дома —театральные, как и библио­ текам - библиотечные. Повезло ведущим библио­ текам Мурманска научной и детско-юношеской - они дома. Положение с мурманскими театрами порождает неутешительный социологический локус метаморфозы, которую можно выразить следующей городской метафорой: город и есть театр жизни под открытым небом.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz