Циркунов, И. Б. Городское пространство Мурманска и социологический локус метаморфозы // Наука и бизнес на Мурмане. - 2016. - № 2 (81). - С. 65-87.
82 100-летний МОЛОДОЙ Памятник жертвам интервенции Фото И. Б. Циркунова Возвращаясь к проблеме вертикалей, следует уточнить, что человек, создавший её, волен транс формировать её же вплоть до горизонтали. Дока жем на примере. Одна из первых, если не самая первая, обособленная вертикаль города - это па мятник жертвам интервенции. Памятник воздвиг нут в 1927 году по проекту инженера А. В. Сав ченко над могилой жертвам Иокангской тюрьмы. Этот монумент должен был выполнять и утили тарные функции. Он служил трибуной для на чальствующихлиц во время различных празднеств и демонстраций. Ачто есть демострация, в нашем понимании, как не шествие? А если это шествие, то оно организовано в форме походных коробок из солдат одного подразделения или из сотрудни ков одного предприятия, или единой сполошной походной колонны, демонстрирующей единство кого-то с кем-то. И тут заметьте, колонна, но не устремлённая вверх изваяние из камня или бе тона, а живая горизонтальная колонна как орга низованный поток людских масс. Представляется интересным вопрос, в каком направлении от па мятника, вправо или влево от него, двигалась ко лонна? Отталкиваясь от театральных принципов и уложений, направление движения колонны приобретает знаковый и, скорее всего, социоло гический смысл. Но это тема другого исследова ния. Социологический локус метаморфозы на примере памятника жертвам интервенции пока зывает удивительные возможности к динамиче ским изменениям. От места захоронения —к па мятнику-трибуне, от шествий и демонстраций — к месту встреч в сквере у фонтанов, восстановлен ных в 2015 году городскими властями. Динамика развития Мурманска является его ха рактерной особенностью. Эта динамика развития городского пространства, которая сопровождается и динамикой развития социологического про странства. Такой же особенностью обладали сред невековые города, что выражалось в возникнове ниях и развитии университета, театра, учреждений культа, пенитенциарных комплексов и других со циально значимых объектов, таких, как больницы, родильные дома, точки общественного питания и др. до известного уровня развития современной цивилизации. Разница между городами средневе ковья и Мурманском в том, что динамика разви тия в средневековых городах продолжалась ве ками, а в столетнем Мурманске эта начальная фаза динамики развития имеет основания для бы строго завершения, т. к. почти достигла или скоро достигнет того же уровня развития, который характерен для современной цивилизации. Эту динамику развития в Мурманске можно на блюдать в отношении театров. За исключением одного областного драматического, два других у нас «бродячие», как в эпоху средневековья. По чему «бродячие»? Да потому что не имеют своих собственных и специально для театров постро енных зданий. Таких зданий, как у областного дра матического, —с колоннами, портиком, репети ционным и основным залами, удобными грим уборными, помещениями для мастерских и хранения реквизитов и пр., пр., пр., и буфетом. А пока что кукольный театр, созданный в 1934 году в г. Кировске, ждёт, надеюсь, своего послед него переезда. Драматический театр Северного флота, созданный в 1935 году в Полярном, только в 1987 году получил свой дом с колоннами и пор тиком, правда, не лучшего, не парадного вида. Коллектив театра, руководимый ныне лауреатом премии имени В. С. Маслова (2012) Юзефом Ва сильевичем Фекетой, переживает тяжёлые фи нансовые и кадровые потрясения и надеется на профессиональную рекострукцию внутри здания с колоннами и портиком. Театрам нужны свои специальные дома —театральные, как и библио текам - библиотечные. Повезло ведущим библио текам Мурманска научной и детско-юношеской - они дома. Положение с мурманскими театрами порождает неутешительный социологический локус метаморфозы, которую можно выразить следующей городской метафорой: город и есть театр жизни под открытым небом.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz