Циркунов, И. Б. Городское пространство Мурманска и социологический локус метаморфозы // Наука и бизнес на Мурмане. - 2016. - № 2 (81). - С. 65-87.

80 100-летний МОЛОДОЙ Скульптура «Треска» Ист.: http://sevemash.ru/uploads/posts/2015- 10/1443806257Jreska-l.jpg (дата обращения П.03.2016) два и обчёлся: безымяный рыбак у средней море­ ходки, теперь колледжем называется, панно и че­ тыре мемориальные плиты в честь покорителей Арктики на торце дома № 9 по улице Челюскин­ цев, маяк, который не светит, в честь погибших в море в мирное время. Вот и все мирные морские вертикали нашего города. А ведь если следовать этому модному веянью —увековечеванию безли­ кой скотинушки да животинушки, то начинать-то надо было с ихтиофауны. Мурманск город рыбацкий, рыба на гербе города есть, теперь и в сквере, в центре города, скульптуру установили. ВЛенинском округе Мур­ манска установлен памятный знак коту-рыбоеду, в Октябрьском - безжизненной тресочке, охлаж- дёночке с выпученными глазками. Это начинает походить на межокружные соревнования по малым архитектурным формам. Видимо, скоро и Первомайский округ подтянется. На самом деле можно только радоваться таким резким и смелым действиям городских властей, таким долгождан­ ным и всё же безымянным изваяниям —коту, жду­ щей, треске (порядок перечисления не случаен, а историчен, хотя и порождает каламбур «кот, жду­ щий треску...»). Надеемся, что когда-нибудь по­ явится памятный знак уникальному природному явлению, которым является сёмга. Городу нужен памятный знак не лососю, не горбуше, а её вели­ честву сёмге - всё-таки царская, заметьте, не красная, а царская рыба, которую поморы по праву называли просто —РЫБА. Мурманск город зимний, хотя и самый зелёный в мире за Северным полярным кругом, и намёк на большие сугробы, которые большую часть года Инфернальная маска Фото И. Б. Циркунова будут скрывать малые архитектурные формы, не выдерживает критики. Скульптур, бюстов, стелл, памятных знаков и других видов малых архитек­ турных форм в Мурманске очень мало, можно сказать почти нет. Хотелось бы, чтобы эти верти­ кали попадались на глаза почаще. А пока город­ ские власти раздумывают, что и кого увековечить, молодые активные силы создают в неожиданных местах инфернальные лики. Исторически Мурманск рождался в безбожные годы. Профессор А. А. Киселёв так описывает этот период времени: «Церковь же закрыли в июне 1924 года. Находилась она в районе пересечения нынешних улицы Капитана Егорова и проспекта Ленина, была деревянной, но достаточно высо­ кой, да и стояла на пригорке (позже срьггом). На­ кануне её закрытия комсомольцы города провели бурное собрание, на котором решили, что с Богом им не по пути. Так Мурманск стал единственным в стране губернским центром без церкви» (Кисе­ лёв, 2006. С. 22). Но без Бога жить нельзя. Поэтому в послевоенные годы в городе потихоньку стали строить неприметные церкви. А потом вдруг в Мурманске появился памятник Кириллу и Мефо- дию. Но это только со стороны может показаться, что вдруг у нас появился такой грандиозный па­ мятник. Памятник Кириллу и Мефодию —это результат тяжёлой, кропотливой и титанической работы, которую возглавил наш мурманский вы­ дающийся писатель и общественный деятель Виталий Семёнович Маслов (1935-2001). С этим уникальным памятником связана одна глобальная метаморфоза. Этот монумент не только дар болгарского народа мурманчанам, не

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz