Циркунов, И. Б. Городское пространство Мурманска и социологический локус метаморфозы // Наука и бизнес на Мурмане. - 2016. - № 2 (81). - С. 65-87.

И. Б. Циркунов. ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО МУРМАНСКА И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ЛОКУС МЕТАМОРФОЗЫ 77 способствует сплочению населения. Со временем это может внести известный раскол среди посто­ янных жителей Мурманска, а это неизбежно при­ ведёт к трансформации мурманского паттерна по­ ведения у определённой части горожан. Арктика в начале XIXвека и спустя сто лет —это две разные Арктики. Теперь здесь, в Арктике, уже сто лет как стоит город, который населяют по­ моры и их потомки, представители аборигенной нации края саами и когда-то пришлые коми, по­ томки первых колонистов Мурмана, ещё есть так называемые «завербованные» и их потомки, но самое главное —в нашем арктическом городе уже появилось и выросло многочисленное поколение послевоенных коренных мурманчан, т. е. катего­ рия не приезжих, сезонников, вахтовиков, «завер­ бованных», туристов и гостей нашего города, а на­ стоящих горожан, коренных мурманчан. Непро- гнозируемостъ ситуации заключается в том, что по отношению к этим мурманчанам, буквально третьей категории, не проводится никакой поли­ тики и почти никто не знает, какую политику сле­ дует проводить по отношению к ним. Эта аркти­ ческая алгебра ещё ждёт своего решения. Скорее всего, существуют и другие следствия мурманского паттерна поведения, которые в силу благоприобретённой близорукости автора статьи ему невидны. Поэтому рассмотрим другие осо­ бенности городского пространства Мурманска, способные вызвать или создать социологический локус метаморфозы. От энвайронментальной составляющей и её следствий перейдём к архитектурным моментам городского пространства. Как нам кажется, ос­ новной императив энвайронментальной состав­ ляющей в городском пространстве выражается го­ ризонталью. И хотя природа демонстрирует нам примеры не только горизонтальной организации, но и вертикальной - отдельно стоящие верти­ кально камни и скалы, бьющие вверх гейзеры, ра­ стущие деревья и травинки, да и сам человек — верх природной вертикальной организации, став­ ший мерой всех вещей. Однако вертикаль, как яв­ ление искусственное, выражается в способности выстраивать вертикаль над вертикалью, а это за­ дача мастера или архитектора. Без композиции возвести вертикаль невозможно, а из этого сле­ дует, что в семантике вертикали «... объединились и матераиальное, физическое, и визуальное, эмо­ циональное, и нормативное, социокультурное на­ чала» (Лебедева, 2015. С. 62). Композиция - это не удел природы, а работа мастера-архитектора, результат его знаний, умений и воли. Главной за­ дачей композиции, созданной архитектором по любой из двух причин, —культурной ли традиции, выражающейся в соразмерности, или природного ли образа, выдержанного в пропорциях человече­ ского тела, является создание укрытия для человека от сил природы, что и явлено нам в виде города. Мы не будем подробно останавливаться на архитектурных нюансах Мурманска —это сфера деятельности специалистов архитектуры и строи­ тельства. Нам лишь остаётся для анализа соде­ янное ими городское пространство и его социоло­ гическое восприятие. Обратим внимание вначале на макроформы. У Мурманска, как у любого го­ рода, есть фасад. Оставим без обсуждения во­ просы нравится —не нравится, удачный —неудач­ ный и т. д. Попробуем заявить, что у Мурманска фасад должен выходить на залив или, возможно, он должен протянуться вдоль залива. Только не­ прерывного морского фасада у Мурманска нет, но его дискретные проявления вполне возможны. Его организация возможна по примеру питерских площадей, обрамлённых строениями только с трёх сторон, т. к. четвёртая выходит на реку, канал, про­ току и т. д. Можно поискать и в Мурманске места, пригодные для организации подобных площадей. Но решать вопрос о их создании будут профес­ сионалы-архитекторы. Ещё один важный момент о роли вертикали в организации городского пространства следует осветить. Древние города имеют массу смыслооб­ разующих вертикалей —арка Септймия Севера в Риме или колонна Траяна там же, например. Спроси любого горожанина: «Что это? В честь кого и по какому поводу поставили?». В лучшем случае пожмёт плечами. Не всякий же римлянин поймёт простую русскую речь. Утекло много вре­ мени с тех славных пор, когда сооружались арки и колонны, старожилы, как самая беспамятная ка­ тегория горожан, не помнят... Да и не надо пом­ нить, если нет желания. Теперь эти вертикали иг­ рают совсем другую роль в организации город­ ского пространства. В старых городах башни средневекового замка или крепости, такие, как башня Святого Олафа в Выборге, башни Длинный Герман и Толстая Маргарита в Таллине или мемо­ риальный столб Колумбу в Барселоне с лифтом, или бестолковая, но страшно привлекательная, башня Эйфеля в Париже, играют сейчас, а постройки постарше выполняли и раньше, смыс-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz