Циркунов, И. Б. Городское пространство Мурманска и социологический локус метаморфозы // Наука и бизнес на Мурмане. - 2016. - № 2 (81). - С. 65-87.
И. Б. Циркунов. ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО МУРМАНСКА И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ЛОКУС МЕТАМОРФОЗЫ 77 способствует сплочению населения. Со временем это может внести известный раскол среди посто янных жителей Мурманска, а это неизбежно при ведёт к трансформации мурманского паттерна по ведения у определённой части горожан. Арктика в начале XIXвека и спустя сто лет —это две разные Арктики. Теперь здесь, в Арктике, уже сто лет как стоит город, который населяют по моры и их потомки, представители аборигенной нации края саами и когда-то пришлые коми, по томки первых колонистов Мурмана, ещё есть так называемые «завербованные» и их потомки, но самое главное —в нашем арктическом городе уже появилось и выросло многочисленное поколение послевоенных коренных мурманчан, т. е. катего рия не приезжих, сезонников, вахтовиков, «завер бованных», туристов и гостей нашего города, а на стоящих горожан, коренных мурманчан. Непро- гнозируемостъ ситуации заключается в том, что по отношению к этим мурманчанам, буквально третьей категории, не проводится никакой поли тики и почти никто не знает, какую политику сле дует проводить по отношению к ним. Эта аркти ческая алгебра ещё ждёт своего решения. Скорее всего, существуют и другие следствия мурманского паттерна поведения, которые в силу благоприобретённой близорукости автора статьи ему невидны. Поэтому рассмотрим другие осо бенности городского пространства Мурманска, способные вызвать или создать социологический локус метаморфозы. От энвайронментальной составляющей и её следствий перейдём к архитектурным моментам городского пространства. Как нам кажется, ос новной императив энвайронментальной состав ляющей в городском пространстве выражается го ризонталью. И хотя природа демонстрирует нам примеры не только горизонтальной организации, но и вертикальной - отдельно стоящие верти кально камни и скалы, бьющие вверх гейзеры, ра стущие деревья и травинки, да и сам человек — верх природной вертикальной организации, став ший мерой всех вещей. Однако вертикаль, как яв ление искусственное, выражается в способности выстраивать вертикаль над вертикалью, а это за дача мастера или архитектора. Без композиции возвести вертикаль невозможно, а из этого сле дует, что в семантике вертикали «... объединились и матераиальное, физическое, и визуальное, эмо циональное, и нормативное, социокультурное на чала» (Лебедева, 2015. С. 62). Композиция - это не удел природы, а работа мастера-архитектора, результат его знаний, умений и воли. Главной за дачей композиции, созданной архитектором по любой из двух причин, —культурной ли традиции, выражающейся в соразмерности, или природного ли образа, выдержанного в пропорциях человече ского тела, является создание укрытия для человека от сил природы, что и явлено нам в виде города. Мы не будем подробно останавливаться на архитектурных нюансах Мурманска —это сфера деятельности специалистов архитектуры и строи тельства. Нам лишь остаётся для анализа соде янное ими городское пространство и его социоло гическое восприятие. Обратим внимание вначале на макроформы. У Мурманска, как у любого го рода, есть фасад. Оставим без обсуждения во просы нравится —не нравится, удачный —неудач ный и т. д. Попробуем заявить, что у Мурманска фасад должен выходить на залив или, возможно, он должен протянуться вдоль залива. Только не прерывного морского фасада у Мурманска нет, но его дискретные проявления вполне возможны. Его организация возможна по примеру питерских площадей, обрамлённых строениями только с трёх сторон, т. к. четвёртая выходит на реку, канал, про току и т. д. Можно поискать и в Мурманске места, пригодные для организации подобных площадей. Но решать вопрос о их создании будут профес сионалы-архитекторы. Ещё один важный момент о роли вертикали в организации городского пространства следует осветить. Древние города имеют массу смыслооб разующих вертикалей —арка Септймия Севера в Риме или колонна Траяна там же, например. Спроси любого горожанина: «Что это? В честь кого и по какому поводу поставили?». В лучшем случае пожмёт плечами. Не всякий же римлянин поймёт простую русскую речь. Утекло много вре мени с тех славных пор, когда сооружались арки и колонны, старожилы, как самая беспамятная ка тегория горожан, не помнят... Да и не надо пом нить, если нет желания. Теперь эти вертикали иг рают совсем другую роль в организации город ского пространства. В старых городах башни средневекового замка или крепости, такие, как башня Святого Олафа в Выборге, башни Длинный Герман и Толстая Маргарита в Таллине или мемо риальный столб Колумбу в Барселоне с лифтом, или бестолковая, но страшно привлекательная, башня Эйфеля в Париже, играют сейчас, а постройки постарше выполняли и раньше, смыс-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz