Циркунов, И. Б. Понойский феномен // Наука и бизнес на Мурмане. - 2012. - N 1 (72). - С. 64-68.

и. б . т Понойскийфеномен П оной уникальное место. И река, и селение. Река и сегодня привлекает внимание рыбо- ловов-эстетов, а вот села уже нет. Как случи­ лось и кто посмел уничтожить село Поной? Хоте­ лось бы попоэтизировать и навести романтиче­ ский флёр на это страшное событие. Можно было бы вслед писателям написать об «исчезновении» села или об «умершем» селе. Но сейчас мы сво­ бодны, по крайней мере, от одной из идеологий - коммунистической. Теперь можно холодно кон ­ статировать, как безжалостно и по-чиновничьи сухо уничтожили старинное поселение Кольского полуострова. Колхоз «Север», созданный в 1932 году, был ликвидирован в 1970 году. В 1977-м упразднён Понойский сельсовет. Слово-то какое — «упразднён», будто с XVI века в Поное только и знали, что праздновали да веселились. Сельсовет упразднен и исключён из учётных данных насе­ лённых пунктов Ловозерского района. Правда, в 1990 году образовали сельскохозяйственный про­ мысловый кооператив «Поной», взялись, было, за восстановление села, да силы уж, наверное, были не те и времена тоже изменились, о чём мы и по­ пытаемся порассуждать, но в ретроспективном разрезе. Уничтожение села - это тема, требующая отдельного изучения причин и следствий. Мы по­ пытаемся рассмотреть процесс перехода терских саами к оседлой жизни, что представляем как по­ нойский феномен. Процесс закрепления саамского населения в стационарных населённых пунктах —погостах, де­ ревнях и сёлах, т. е. переход от полукочевого об­ раза жизни к осёдлому, с точки зрения истории до­ статочно хорошо описан в исторической литера­ туре. Попытаемся проанализировать этот истори­ ческий процесс с позиций институционального и эволюционного подхода. Кольских саамов, или, как их раньше называли лопь, лопари, издавна, с XVI века, различали по четырём племенным группам. Терская лопь про­ живала в районах рек Поной и Иоканги, лешая лопь - в районах реки Канды и озера Ковдозера, нотозерская лопь и кончанская - в районах Киль- дин—Мотка—Печенга. В начале XVII века на Кольском полуострове насчитывалось порядка 15 саамских погостов. «Самыми крупными среди них были: Понойский (30 веж — 70 налогопла­ тельщиков)...» (Ушаков, 1997. С. 106). Со време­ нем из Понойского погоста выделилось несколько групп, которые расселились вверх по течению реки Поной, образовав Пурнацкий, Лунданский, Тулванский и Каменский погосты. Этот эпизод свидетельствует об определённой социально-эко­ номической активности населения Поноя, кото­ рая была вызвана поиском новых экономических условий самостоятельной жизни и хозяйствования вновь образованных родовых групп. Другой пример социальной активности поной­ ского населения —это обращение терских лопа­ рей, принявших христианство, с просьбой о стро­ ительстве на реке Поное церкви. В писцовой книге 1608 года есть запись: «... храм верховных апостол Петра и Павла, древян, поставлен по че­ лобитью терских лопарей и для их крещения и веры православные...» (Ушаков, 1998, 1. С. 323). «Храм строился около 1570 года, и все иконы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz