Циркунов, И. Б. Понойский феномен // Наука и бизнес на Мурмане. - 2012. - N 1 (72). - С. 64-68.
и. б . т Понойскийфеномен П оной уникальное место. И река, и селение. Река и сегодня привлекает внимание рыбо- ловов-эстетов, а вот села уже нет. Как случи лось и кто посмел уничтожить село Поной? Хоте лось бы попоэтизировать и навести романтиче ский флёр на это страшное событие. Можно было бы вслед писателям написать об «исчезновении» села или об «умершем» селе. Но сейчас мы сво бодны, по крайней мере, от одной из идеологий - коммунистической. Теперь можно холодно кон статировать, как безжалостно и по-чиновничьи сухо уничтожили старинное поселение Кольского полуострова. Колхоз «Север», созданный в 1932 году, был ликвидирован в 1970 году. В 1977-м упразднён Понойский сельсовет. Слово-то какое — «упразднён», будто с XVI века в Поное только и знали, что праздновали да веселились. Сельсовет упразднен и исключён из учётных данных насе лённых пунктов Ловозерского района. Правда, в 1990 году образовали сельскохозяйственный про мысловый кооператив «Поной», взялись, было, за восстановление села, да силы уж, наверное, были не те и времена тоже изменились, о чём мы и по пытаемся порассуждать, но в ретроспективном разрезе. Уничтожение села - это тема, требующая отдельного изучения причин и следствий. Мы по пытаемся рассмотреть процесс перехода терских саами к оседлой жизни, что представляем как по нойский феномен. Процесс закрепления саамского населения в стационарных населённых пунктах —погостах, де ревнях и сёлах, т. е. переход от полукочевого об раза жизни к осёдлому, с точки зрения истории до статочно хорошо описан в исторической литера туре. Попытаемся проанализировать этот истори ческий процесс с позиций институционального и эволюционного подхода. Кольских саамов, или, как их раньше называли лопь, лопари, издавна, с XVI века, различали по четырём племенным группам. Терская лопь про живала в районах рек Поной и Иоканги, лешая лопь - в районах реки Канды и озера Ковдозера, нотозерская лопь и кончанская - в районах Киль- дин—Мотка—Печенга. В начале XVII века на Кольском полуострове насчитывалось порядка 15 саамских погостов. «Самыми крупными среди них были: Понойский (30 веж — 70 налогопла тельщиков)...» (Ушаков, 1997. С. 106). Со време нем из Понойского погоста выделилось несколько групп, которые расселились вверх по течению реки Поной, образовав Пурнацкий, Лунданский, Тулванский и Каменский погосты. Этот эпизод свидетельствует об определённой социально-эко номической активности населения Поноя, кото рая была вызвана поиском новых экономических условий самостоятельной жизни и хозяйствования вновь образованных родовых групп. Другой пример социальной активности поной ского населения —это обращение терских лопа рей, принявших христианство, с просьбой о стро ительстве на реке Поное церкви. В писцовой книге 1608 года есть запись: «... храм верховных апостол Петра и Павла, древян, поставлен по че лобитью терских лопарей и для их крещения и веры православные...» (Ушаков, 1998, 1. С. 323). «Храм строился около 1570 года, и все иконы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz