Циркунов, И. Б. Понойский феномен // Наука и бизнес на Мурмане. - 2012. - N 1 (72). - С. 64-68.

И. Б. Циркунов. ПОИОЙСКИЙ ФЕНОМЕН 67 времени следует рассматривать в контексте «би­ нарной оппозиции» по К. Леви-Строссу. Здесь нам пригодятся концептуальные разработки Мирчи Элиаде (Eliade) в области истории рели­ гии. Мнимое время вполне может быть представ­ лено системой «сакральное время - профанное время». Тогда получается, что новое психолингвистиче­ ское отображение, или темпоральность обще­ ственного сознания, воплощенного в действии или акте на известном участке истории событий, должно быть перпендикулярно реальному вре­ мени, что вполне естественно проявляется в его датировании. При этом заметим, что мысль и осо­ знание не может быть датировано. Датировано может быть темпоральное совершённое действие, а осознание этого действия не датировано. Теперь снова вернёмся к истории крещения саамского народа и. признаем, что и до крещения у саамов было время, но оно было сакральным. Профан- ным время становится после крещения саами, по крайней мере, в истории саамского народа. Од­ нако и сакральное время продолжалось, но в сложной и двоякой форме, сохраняющей в тайне ценности шаманизма и демонстрируя привержен­ ность православию. На наш взгляд, мнимое время в истории того или другого народа обязательно появляется, а когда в первый раз, как правило, доподлинно не­ известно. Второй и последующие «перпендику­ ляры к реальному времени» могут быть зафикси­ рованы в преданиях и даже письменных источни­ ках. По нашему мнению, события 1570—1580-х годов в истории терских лопарей можно рассмат­ ривать как проявление мнимого времени, без по­ пыток определить порядковый номер такого про­ явления. Мы вполне осознаём, что одно из ранних «времён» — мифическое - предшествует эмпири­ ческому, или историческому времени, которое, как нам видится, является, если не самим собст­ венным профанным временем, то хотя бы содер­ жит его элементы. Профанное время в полной мере исторично, линейно и необратимо, что де­ лает его похожим на физическое или реальное время. Но оно также является повседневным, или обычным временем. Мифическое время на ранней стадии, видимо, имеет линейную структуру, что соответствует первобытному мышлению. В даль­ нейшем структура темпоральное™ первобытного мышления от линейности, благодаря наблюде­ ниям за природой, переходит к цикличности. По­ вторяемость событий в данном случае играет в большей степени на пользу создания ритуалов, а не на создание истории событий. Таким образом, происходит сакрализация времени. В свою оче­ редь, сакральное время или, точнее, нечто сак­ ральное в обществе начинает рассматриваться как онтологическая и сотериологическая ценности. Закрепление онтологических и сотериологиче- ских ценностей в обществе конструирует профан- ный, или человеческий мир, где и течёт профан­ ное время. Принятие христианства, или, точнее сказать, факт крещения терских лопарей, предлагаем рас­ сматривать в контексте социологических исследо­ ваний Э. Дюркгейма о соотношении коллектив­ ных представлений с социальными институтами. В этом ключе крещение лопарей или собственно религия представляется не как инструмент спасе­ ния души, а как инструмент сохранения и благо­ получия общества. Крещение саами - процесс длительный и многогранный и не всегда носил су­ губо религиозные формы. Христианизация саами сродни процессу вхождения в цивилизацию, при­ нятию новых культурных ценностей, поэтому и переход к оседлости можно рассматривать как принятие общекультурных ценностей. А «русский брат», имеется в виду не только процедура кресто- вания (Ушаков, 1998,2. С. 385), исповедует право­ славие и пользуется определёнными благами ци ­ вилизации. Конечно, русское население получало блага не бесплатно, платило налоги, но уровень жизни его всё равно был выше, чем у аборигенов. Поэтому саами следуют в традициях и поведении за русскими и принимают православие. В выборе вероисповедания, правда, косвенно, на руку пра­ вославным священникам сыграла недальновидная политика датского короля Кристана IV (Хри­ стиана IV), который в 1591 году повысил размер дани, собираемой с лопарей, которые всё ещё оставались «двоеданными» до 1602 года. (Ушаков, 1998, 2. С. 436; Ушаков, 1997. С. 93). Таким образом, если православие для саамов инструмент социализации, сохранения и благопо­ лучия общества, т. е. социальный институт, при­ носящий определённые выгоды и блага, то про­ цесс христианизации от самого начала до момента перехода к осёдлости можно считать периодом, видимо, дискретным, мнимого времени. В кон­ тексте «бинарной оппозиции» мнимое время в на­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz