Циркунов, И. Б. Понойский феномен // Наука и бизнес на Мурмане. - 2012. - N 1 (72). - С. 64-68.
И. Б. Циркунов. ПОИОЙСКИЙ ФЕНОМЕН 67 времени следует рассматривать в контексте «би нарной оппозиции» по К. Леви-Строссу. Здесь нам пригодятся концептуальные разработки Мирчи Элиаде (Eliade) в области истории рели гии. Мнимое время вполне может быть представ лено системой «сакральное время - профанное время». Тогда получается, что новое психолингвистиче ское отображение, или темпоральность обще ственного сознания, воплощенного в действии или акте на известном участке истории событий, должно быть перпендикулярно реальному вре мени, что вполне естественно проявляется в его датировании. При этом заметим, что мысль и осо знание не может быть датировано. Датировано может быть темпоральное совершённое действие, а осознание этого действия не датировано. Теперь снова вернёмся к истории крещения саамского народа и. признаем, что и до крещения у саамов было время, но оно было сакральным. Профан- ным время становится после крещения саами, по крайней мере, в истории саамского народа. Од нако и сакральное время продолжалось, но в сложной и двоякой форме, сохраняющей в тайне ценности шаманизма и демонстрируя привержен ность православию. На наш взгляд, мнимое время в истории того или другого народа обязательно появляется, а когда в первый раз, как правило, доподлинно не известно. Второй и последующие «перпендику ляры к реальному времени» могут быть зафикси рованы в преданиях и даже письменных источни ках. По нашему мнению, события 1570—1580-х годов в истории терских лопарей можно рассмат ривать как проявление мнимого времени, без по пыток определить порядковый номер такого про явления. Мы вполне осознаём, что одно из ранних «времён» — мифическое - предшествует эмпири ческому, или историческому времени, которое, как нам видится, является, если не самим собст венным профанным временем, то хотя бы содер жит его элементы. Профанное время в полной мере исторично, линейно и необратимо, что де лает его похожим на физическое или реальное время. Но оно также является повседневным, или обычным временем. Мифическое время на ранней стадии, видимо, имеет линейную структуру, что соответствует первобытному мышлению. В даль нейшем структура темпоральное™ первобытного мышления от линейности, благодаря наблюде ниям за природой, переходит к цикличности. По вторяемость событий в данном случае играет в большей степени на пользу создания ритуалов, а не на создание истории событий. Таким образом, происходит сакрализация времени. В свою оче редь, сакральное время или, точнее, нечто сак ральное в обществе начинает рассматриваться как онтологическая и сотериологическая ценности. Закрепление онтологических и сотериологиче- ских ценностей в обществе конструирует профан- ный, или человеческий мир, где и течёт профан ное время. Принятие христианства, или, точнее сказать, факт крещения терских лопарей, предлагаем рас сматривать в контексте социологических исследо ваний Э. Дюркгейма о соотношении коллектив ных представлений с социальными институтами. В этом ключе крещение лопарей или собственно религия представляется не как инструмент спасе ния души, а как инструмент сохранения и благо получия общества. Крещение саами - процесс длительный и многогранный и не всегда носил су губо религиозные формы. Христианизация саами сродни процессу вхождения в цивилизацию, при нятию новых культурных ценностей, поэтому и переход к оседлости можно рассматривать как принятие общекультурных ценностей. А «русский брат», имеется в виду не только процедура кресто- вания (Ушаков, 1998,2. С. 385), исповедует право славие и пользуется определёнными благами ци вилизации. Конечно, русское население получало блага не бесплатно, платило налоги, но уровень жизни его всё равно был выше, чем у аборигенов. Поэтому саами следуют в традициях и поведении за русскими и принимают православие. В выборе вероисповедания, правда, косвенно, на руку пра вославным священникам сыграла недальновидная политика датского короля Кристана IV (Хри стиана IV), который в 1591 году повысил размер дани, собираемой с лопарей, которые всё ещё оставались «двоеданными» до 1602 года. (Ушаков, 1998, 2. С. 436; Ушаков, 1997. С. 93). Таким образом, если православие для саамов инструмент социализации, сохранения и благопо лучия общества, т. е. социальный институт, при носящий определённые выгоды и блага, то про цесс христианизации от самого начала до момента перехода к осёдлости можно считать периодом, видимо, дискретным, мнимого времени. В кон тексте «бинарной оппозиции» мнимое время в на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz