Циркунов, И. Б. Понойский феномен // Наука и бизнес на Мурмане. - 2012. - N 1 (72). - С. 64-68.

66 НОСТАЛЬГИЯ ПО поною Само село находится в лавиноопасном месте, что иногда приводило к разрушениям сельских построек. Погодные условия и роза ветров в этом месте таковы, что бывали случаи, когда дома по- ноян так сильно заносило снегом, что соседям приходилось откапывать друг друга или выходить наружу через чердак. В Поное «... за недостатком сенокосов... насчи­ тывается только до 200 коров и овец, да и то кор­ мят их преимущественно мохом» (Ушаков, 1998. С. 42). Это говорит об отсутствии условий для за­ нятия скотоводством, что важно для осёдлой жизни, но при этом факт перехода к осёдлой жизни имеет место. Только во времена колхозной жизни местными специалистами был разработан оригинальный рацион кормления скота, куда вхо­ дила даже морская капуста, что дало возможность, несмотря на скудость пастбищ, получать велико­ лепное молоко, а из него производить не менее вкусные молочные продукты. Однако использова­ ние этих молокопродуктов было местным, потому что доставка их в другие места потребления делали бы их непомерно дорогими. Несмотря на приведённые неблагоприятные условия хозяйствования вселении Поной и в то же время воздействие энвайронментального аспекта и эффекта пространственного влияния на хозяй­ ственную жизнь терских саами, факт перехода к оседлому образу жизни имеет место в истории Кольского Заполярья. История экономического благосостояния любого народа, как нам видится, представляет собой совокупность как минимум трёх важных элементов. Во-первых, в основе эко­ номического благополучия лежит внешняя среда: природная и общественная. Однако именно при­ родная составляющая внешней среды порождает энвайронментальный аспект, или попытку объ­ яснить успехи социально-экономического разви­ тия группы людей или целого народа принципами географического детерминизма (Джонстон, 1987. С. 62). Во-вторых, благополучие определяется структурой занятости населения, отдельно взятого населённого пункта или всего народа. В-третьих, оно растёт благодаря применению организацион­ ных форм хозяйственной деятельности. Однако ис­ тория экономического благосостояния народа в на­ чальный период развития испытывает значитель­ ное влияние энвайронментального фактора, что и прослеживается в истории саамского народа. С нашей точки зрения, осёдлость саами в Поное следует рассматривать как феномен в истории со­ циально-экономического развития нашего края. Факты, изложенные в статье о крещении лопа­ рей в Поное, строительстве церкви и переходе к осёдлой жизни саамского населения, можно объ­ яснить следующими категориями современной космологии и институционального анализа. Прежде всего, уточним, что известные факты ис­ тории можно рассматривать в контексте того, что «... время не отделено полностью от пространства и не независимо от него, но вместе с ним образуют единый объект, который называется простран­ ством -временем» (Хокинг, 2011. С. 41). Таким образом, всякую событийность, в том числе, и ис­ торическую, можно представлять в четырёх изме­ рениях. История как наука имеет дело, прежде всего, с параметрами времени, а течение времени определяет известную изменчивость или собы­ тийность, что и составляет историю событий, но ещё не саму историю. Физическое время мало что может изменить само по себе в жизни человека как социального существа, а биологический аспект мы не рассматриваем. Однако мы можем довольно точно фиксировать изменения и нали­ чие как минимум истории событий в социальной жизни, если не одного поколения, то нескольких поколений народа. Для объяснения этого явления введём космологическое понятие, разработанное Стивеном Хокингом, —«мнимое время». За более подробным описанием этого понятия следует об­ ратиться к первоисточнику - книге «Краткая ис­ тория времени» (Хокинг, 2011. С. 5—216). Мы предлагаем анализировать эту гипотетическую ка­ тегорию «мнимое время» как период проявления изменённого сознания в силу объективных в про­ странстве-времени обстоятельств, присущего как индивиду, так и группе людей или обществу в целом, в ходе осознания известной последова­ тельности или цикличности событий или истории событий. Обратим внимание на то, что физическое или реальное время обладает некоторыми характери­ стиками, но мы выделим такие свойства, как од­ нонаправленность и необратимость. Одно важное замечание о мнимом времени С. Хокинга помо­ жет понять его значение и применимость в соци­ альной истории человека: «... мнимое время можно представить направлением времени, пер­ пендикулярным к реальному времени» (Хокинг, 2011. С, 308). Следующее замечание о мнимом

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz