Циркунов, И. Б. Понойский феномен // Наука и бизнес на Мурмане. - 2012. - N 1 (72). - С. 64-68.
66 НОСТАЛЬГИЯ ПО поною Само село находится в лавиноопасном месте, что иногда приводило к разрушениям сельских построек. Погодные условия и роза ветров в этом месте таковы, что бывали случаи, когда дома по- ноян так сильно заносило снегом, что соседям приходилось откапывать друг друга или выходить наружу через чердак. В Поное «... за недостатком сенокосов... насчи тывается только до 200 коров и овец, да и то кор мят их преимущественно мохом» (Ушаков, 1998. С. 42). Это говорит об отсутствии условий для за нятия скотоводством, что важно для осёдлой жизни, но при этом факт перехода к осёдлой жизни имеет место. Только во времена колхозной жизни местными специалистами был разработан оригинальный рацион кормления скота, куда вхо дила даже морская капуста, что дало возможность, несмотря на скудость пастбищ, получать велико лепное молоко, а из него производить не менее вкусные молочные продукты. Однако использова ние этих молокопродуктов было местным, потому что доставка их в другие места потребления делали бы их непомерно дорогими. Несмотря на приведённые неблагоприятные условия хозяйствования вселении Поной и в то же время воздействие энвайронментального аспекта и эффекта пространственного влияния на хозяй ственную жизнь терских саами, факт перехода к оседлому образу жизни имеет место в истории Кольского Заполярья. История экономического благосостояния любого народа, как нам видится, представляет собой совокупность как минимум трёх важных элементов. Во-первых, в основе эко номического благополучия лежит внешняя среда: природная и общественная. Однако именно при родная составляющая внешней среды порождает энвайронментальный аспект, или попытку объ яснить успехи социально-экономического разви тия группы людей или целого народа принципами географического детерминизма (Джонстон, 1987. С. 62). Во-вторых, благополучие определяется структурой занятости населения, отдельно взятого населённого пункта или всего народа. В-третьих, оно растёт благодаря применению организацион ных форм хозяйственной деятельности. Однако ис тория экономического благосостояния народа в на чальный период развития испытывает значитель ное влияние энвайронментального фактора, что и прослеживается в истории саамского народа. С нашей точки зрения, осёдлость саами в Поное следует рассматривать как феномен в истории со циально-экономического развития нашего края. Факты, изложенные в статье о крещении лопа рей в Поное, строительстве церкви и переходе к осёдлой жизни саамского населения, можно объ яснить следующими категориями современной космологии и институционального анализа. Прежде всего, уточним, что известные факты ис тории можно рассматривать в контексте того, что «... время не отделено полностью от пространства и не независимо от него, но вместе с ним образуют единый объект, который называется простран ством -временем» (Хокинг, 2011. С. 41). Таким образом, всякую событийность, в том числе, и ис торическую, можно представлять в четырёх изме рениях. История как наука имеет дело, прежде всего, с параметрами времени, а течение времени определяет известную изменчивость или собы тийность, что и составляет историю событий, но ещё не саму историю. Физическое время мало что может изменить само по себе в жизни человека как социального существа, а биологический аспект мы не рассматриваем. Однако мы можем довольно точно фиксировать изменения и нали чие как минимум истории событий в социальной жизни, если не одного поколения, то нескольких поколений народа. Для объяснения этого явления введём космологическое понятие, разработанное Стивеном Хокингом, —«мнимое время». За более подробным описанием этого понятия следует об ратиться к первоисточнику - книге «Краткая ис тория времени» (Хокинг, 2011. С. 5—216). Мы предлагаем анализировать эту гипотетическую ка тегорию «мнимое время» как период проявления изменённого сознания в силу объективных в про странстве-времени обстоятельств, присущего как индивиду, так и группе людей или обществу в целом, в ходе осознания известной последова тельности или цикличности событий или истории событий. Обратим внимание на то, что физическое или реальное время обладает некоторыми характери стиками, но мы выделим такие свойства, как од нонаправленность и необратимость. Одно важное замечание о мнимом времени С. Хокинга помо жет понять его значение и применимость в соци альной истории человека: «... мнимое время можно представить направлением времени, пер пендикулярным к реальному времени» (Хокинг, 2011. С, 308). Следующее замечание о мнимом
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz